Автор самого растиражированного портрета Юрия Гагарина – киевлянин Борис Градов

История одной фотографии

Самый удачный гагаринский портрет был сделан в Крыму в пионерлагере "Артек" летом 1965 года.

Его автор — киевский фотограф Борис Градов.

Этот снимок в своё время красовался на обложках журналов, на плакатах и календарях по всему миру, побеждал на профессиональных конкурсах, он побывала в космосе - фото постоянно находилось на борту орбитальной станции "Мир". Жена Юрия Гагарина, Валентина, утверждала, что это ее любимейшее фото.

Существует мнение, что это — одна из лучших фотографий Гагарина. Ведь он там живой, не зажатый или парадный, что для тогдашней советской фотографии было абсолютно несвойственно.

 

Борис Градов (1908 – 1988) - ведущий фотожурналист журнала "Украина".

 "Это было в "Артеке", в 1965 году, — рассказывал Градов в 1986 году в интервью французскому журналу. - Вокруг Гагарина толклись восторженные дети и корреспонденты. Гагарин, весёлый, отдохнувший, в светлой рубашке, потрепал несколько макушек и уже собирался уходить куда-то вверх по белой лестнице, когда его окликнули. Окликнул какой-то ребёнок. Вот что этот ребёнок конкретно ему прокричал — как-то утерялось, но Гагарин расхохотался и ещё несколько секунд смотрел в ту сторону, пока щёлкали вокруг многочисленные камеры. И я, присев, сделал несколько снимков. Я чувствовал, что там что-то "осталось", что там есть что-то, за чем каждый фотограф гоняется всю жизнь".

 Борис Градов

1960-е годы. Киев, ВДНХ УССР. Фотокорреспондент журнала "Украина" Борис Градов


От кадра на пленке до выставочного шедевра – долгий путь

"Точно знаю, что этот кадр сделан на узкую (24х36мм) пленку, это был цветной негатив "Agfa", - рассказал "Комментариям" внук фотографа, тоже фотограф Валентин Карминский. – "Мама вспоминала, что я тоже присутствовал на этой съемке, правда, будучи в ее животе".

Но, профессионального фотографа не удовлетворял фон этой фотографии: много лишних деталей на ней присутствовало – чьи-то плечи, рубашки, обрезанные границами кадра головы.  

"Мощных телевиков тогда не было", - продолжает воспоминания Валентин, - "максимум это 135 мм. Какой фотокамерой тогда дед снимал, я не знаю. Борис учился фотографии еще до войны, у старых мастеров, которые и без "фотошопа" чудеса творили. Он переснял (перефотографировал) это фото на форматный негатив – 9 на 12 см, и уже по черно-белому негативу начал ретушировать - убирать ненужные детали и "обтравливать" до белизны фон. У него в фотолаборатории на комбинате печати "Радянська Украина", на полке стояли флаконы с  раствор желтой кровяной соли (для "съедания" деталей на негативах и отпечатках), набор всяких кисточек, шпателей. Фотограф раскатывал еще мокрый после фиксажа отпечаток на листе оргстекла и садился доводить его до "выставочного варианта" – где-то совсем убирал фон, где-то его приглушал, что бы акцент был только на главном".

По словам внука, хотя эта фотография десятки лет использовалась во всех публикациях о Гагарине, никаких наград и премий Борис Градов за нее не получил.


 



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться