Оборона Киева: как пережили оккупацию в селах под Броварами

Местные жители поделились воспоминаниями

В марте под Броварами продолжались ожесточенные бои с российскими оккупантами, которые ошалело пытались прорваться в Киев. В начале месяца под Броварами украинские военные разбили колонны вражеских танков, остальные разбежались по ближайшим селам. Как передают "Комментарии", среди сел, оказавшихся под оккупацией российских войск, были Богдановка и Залесье. Как продолжались первые дни оккупации в Богдановке, в эфире телемарафона рассказала местная жительница Оксана Цьомка.

"Это очень страшно. Восьмого марта, когда они заехали в нашу деревню, мы спустились в подвал нашего дома. Я не сама там была, со своей семьей, и все наши соседи, которые были, мы все спустились в подвал. Видели идущую колонну. Нам из подвала были видны все ехавшие танки оккупантов. Сидели, ждали, думали, что они проедут, не останутся в нашей деревне, но их "встретили" на трассе [под Броварами], и они вернулись и начали размещаться по нашему селу. Прямо у нашего дома было четыре танка", — вспоминает Оксана Цемко.

Испуганные жители Богдановки спрятались в подвальную комнату три на три метра — всего 15 человек. Там просидели более суток, а когда вышли, увидели под окнами российские танки. В постоянном напряжении семья Оксаны провела еще несколько дней. Выехать из оккупированного села удалось вторым "зеленым" коридором 21 марта.

"Здесь было страшно оставаться, были постоянные обстрелы. И российские оккупанты стреляли, и наши, понимаю, тоже стреляли. Ты только слышишь вылет, и ты не знаешь, где оно прилетит, к тебе или к соседу. Неизвестно, куда оно прилетит в любое время", – добавила женщина.

Во время захвата Богдановки российские оккупанты устроили в местной школе и детском саду штаб и больницу. Когда украинские военные заставили их бежать, оккупанты взорвали оба учебных заведения. В результате взрыва детский сад разрушен полностью. От школы остались только обгоревшие стены.


В оккупации Богдановка была 21 день. В тот же день, когда это село оккупировали российские военные, захваченным оказалось и соседнее — Залесье. Сюда также вошли вражеские танки и другая боевая техника российских войск. Это произошло 8 марта.

"Ниоткуда, внезапно — грохот, стрельба, и перед нашим домом уже танки летят, бесчисленно, несметно, скорость страшная, грохот страшный и стреляют. Мы быстренько в погреб. Нас было четверо. Одна из Киева приехала ко мне подруга, ей 84 года, сестра моя двоюродная 71 год, и мне 71 год, и дочери 50. Такой контингент наш был. Вскочили в погреб, собака с нами и котенок", — вспоминает первые дни оккупации жительница села Залесье Елена Романенко.

Первое время люди не могли оправиться от увиденного, едва пришли в себя, когда увидели во дворе дуло вражеского танка. А потом услышали, что их тайник закрыли снаружи на защелку.

"Никто не понимал, откуда они взялись. Мы думали, проскочат, наши выскочат, отобьют. Стрельба страшная. Так мы просидели 10 дней. Ели помидоры, перец, огурцы, то, что было в погребе, с капустных листьев — это передать нельзя, как мы ели со всем "букетом" заболеваний в таком возрасте", — рассказала Елена.

Через десять дней женщины начали кричать и проситься у оккупантов выйти из погреба, потому что уже не было воды. Им никто не сказал, что была эвакуация из села Залесье, при этом они услышали сплошную кремлевскую ложь.

"Пришел какой-то замполита: "Чернигов взяли, Львов взяли, президент ваш сбежал. Киев через два дня будет захвачен, и все вы под нашей опекой. Пока вы на улице, мы за вас отвечаем". Конечно, мы его словам не поверили, но он такой был агрессивный. Остальные не были агрессивными, они были сильно ошеломлены. Один за другим пытались, чтобы другой не видел, с нами разговаривать и жаловаться, что они этой войны не хотели, что они в "котле": назад наши не пускают, вперед — ваши не пускают", — рассказала жительница села Залесье Елена Романенко.

Женщина говорит, что их село сейчас не учитывают, как населенный пункт, пострадавший в результате боевых действий, хотя каждый день во время оккупации там была стрельба, люди сидели в подвалах, есть разрушенные дома.

"Сейчас мы обращаемся за помощью, там за строительством — нет, не числится, говорят, не было у нас боевых действий. Так я хочу спросить, что это было, как ни боевые действия? У нас не было ни дня без обстрелов. Постоянные обстрелы. Штукатурка сыпалась с погреба. 22 марта сильный обстрел был, горели соседние дома, два сгорело. Когда мы вышли из подвала, второго этажа в моем доме уже не было. Все развалено. У нас были окопы по всему двору, забор с обеих сторон снесли, ворота снесли танками. В четырех подворьях танки стояли, словно по наводке. С одной стороны погреба БМП, с другой танк был зарыт так глубоко, что если мы ходили, мы его не видели", — рассказала пенсионерка об оккупации Залесья.

Во время ожесточенных боев с российскими оккупантами, пытавшимися через Бровары прорваться в Киев, разрушены тысячи домов, а после освобождения поселков нашли много погибших мирных жителей.

Ранее портал "Комментарии" сообщал, что за время оккупации в Броварском районе Киевской области повреждены почти три тысячи домов, из них 416 разрушены полностью. Из 125 населенных пунктов повреждения зафиксированы в 45. Под оккупацией находились 24 населенных пункта. Это Калитянская, Барышевская и Великодимерская объединенные территориальные громады. Во время "зачисток" территории Броварского района после освобождения от российских оккупантов обнаружили тела 175 погибших мирных жителей. Поиск пропавших без вести до сих пор продолжается.

Читайте также