Фотохудожник Андрей Котлярчук: «Я беру самое вкусное, как тот снайпер работаю»
Об особенностях фотокухни, черно-белую фотографию, полгода в окопах, путешествия Полесьем порталу "Комментарии" в откровенном интервью рассказал фотохудожник Андрей Котлярчук
Фотограф и искусствовед Андрей Котлярчук, член Британского Королевского фотографического общества, один из немногих в Украине, что зарабатывает только продажой собственных работ на арт-рынке и фотографирует только то, что ему нравится. Фотографией занимается более 35 лет. Был фотокорром, коммерческим и рекламным фотографом. Сейчас переключился на авторские художественные фотопроекты.
- Когда я изучал историю искусств, то понял, что искусство и, в частности, фотография развивается по спирали - есть эпохи массового развития и в то же время появляется спрос на элитарное искусство. Сейчас на Западе большой спрос на принты (это авторская художественная фотография, которая напечатана небольшим тиражом - 12, максимум 36 отпечатков, и эксклюзивные проекты в одном экземпляре. И бум заинтересованности на пленочные, а не цифровые фотографии, к тому же снять на средне или крупноформатные камеры , - рассказывает фотохудожник.
Большая камера, пленка, черный покров
Он снимает только на пленку, специальных графических программ не признает.
- Я уже дорос до того ступени мастерства, когда все делать надо во время съемки, а не после, - отмечает Андрей, - я фотографирую, а не рисую в фотошопе. Иногда, если пленка сканируется, а не печатается, могу позволить какую-то царапину или пыль заретушировать, не больше. Печатаю фотографии крайней мере размером 50х60 сантиметров или 1х1 метр.
Наибольший отпечаток, который фотохудожник печатал для выставки, имел размер 70х140см.
- Это настоящий ручной оптический печать, под фотоувеличитель. Не в плоттере.
Любимая погода художника - прозрачные облака, красивый свет, словно окутывает объект, или утренние загадочные туманы. Нравится дождь, и снег, все что делает изображение интересным и объемным. Прямое солнце, делает картинку плоской, повод отменить фотосессию и подождать другой погоды.
- Фотографирую только с большого штатива, настоящий светопись любит выдержки длиннее 1/30 секунды. Однако тяжелую камеру, которые руки не были тренированы, секунду или две без вибрации не удержишь.
И добавляет: "Мой учитель, английский фотограф, долго жил Киеве, подчеркивал. Когда человек ставит камеру на штатив, то в нее не только руки освобождаются, но и разум. Руки уже не думают, как удержать линию горизонта. Ты думаешь о композиции, глубину резкости, какой фильтр поставить ".
Чтобы навести на резкость крупноформатную камеру, надо с головой укрыться черным бархатным покрывалом.
Так цифровая камера у него только в смартфоне. Даже сына фотографирует на пленку. Профессиональную цифровую фотокамеру продал несколько лет назад, потому что не занимается коммерческой фотографией. Профессионально выгорел говорит, не интересно стало.
А на что тогда фотографируете?
- На форматную пленку. Сейчас реставрирую старую камеру под кадр 30 на 40 сантиметров. Она уникальна, из красного дерева, большая, но складывается как столик и ее можно легко перевозить. Знакомый покупал такую камеру на Западе, так 8000 евро отдал. Активно снимаю камерами с размером кадра 5х7 дюйма (13 на 18 см) и 4х5 (10х13 см), когда много снимал 6х6 см. И перешел на черно-була пленку, цвет (слайд) очень редко снимаю.
А какой возраст вашей аппаратуры?
Камеры относительно молодые - 1960-70 годов производства. Самая старая - Linhof стандарт 1937 года. А вот объективам по сто лет есть - один 1880 года выпуска, другой 1890 и много начала прошлого века.
Сколько весит ваш фотонапличник?
Их несколько, потому что на фотографирование автомобиля не выбираюсь. Оборудование беру 30 килограммов и более.
Один щелчок в три часа
Андрей долго выбирает ракурсы, может час-два ходить, рассматривать, а потом поставить камеру, сделать один кадр и поехать дальше. За день отснять 3-4 кадра.
- Профессионал все продумывает заранее и более-менее понимает, что хочет получить и как, - делится философскими размышлениями метр. - Есть современная такое мнение, если на свадьбе фотограф не снял 1.5 тысячи кадров в день, то он не работал.
Я за 5 лет работы над серией "Добровольцы" я снял всего 1300 кадров, 300 вошло в альбом. Бывало, когда за 3 дня делаешь всего 30 кадров, а в другой поездке за 2 дня - 200 Я принимал самое вкусное, как тот снайпер работал.
Альбом вышел, там 320 страниц, на конкурсе "Книга года" занял 1 место. Но для меня была самая высокая награда, когда на книжной ярмарке военный с наградами сказал - "наконец то научились делать альбомы про войну".
Ощущение войны - это первые полтора километра от передовой
Ок, если вспомнили эту серию, то какой была ваша самая экстремальная фотосессия?
- 2016 год я запомню надолго. Поездки в АТО, думал, что отсюда уже не выйду, приключение за приключением. Военной полиции, которая меня возила, запретили камуфляжные машины, и мы по степи ездили двумя белыми - как мухи в сметане. По нам минометы постоянно отрабатывали... Приезжаешь на "О", в окопы, начинается "движ", съемки, любопытство, а с той стороны за всем наблюдают - снайперы, гранатометчики. За пять лет я более полугода провел в окопах, фотографируя людей.
А почему так близко?
Если фотографировать в тылу, то в солдат меняется выражение лица, напряжение в глазах исчезает.
Киев начала ХХ века, похож на Париж - модерн, модерн повсюду
Фрагментарно, методом фотоохоты, город и киевлян Котлярчук начал фотографировать в начале 1990, работая в "Голосе Украины".
- Я начал фотографировать Киев, как долгоиграющий замысел, в 1998 году. Тогда тоже был тяжелый финансовый кризис, у меня появилось время, возможности и вдохновения, - вспоминает фотограф.
Тогда он получал второе образование в Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. И понял, что фотопроекты легче продавать, чем отдельные, пусть очень удачные, снимки.
- Просто брал карту Киева - центр, исторические районы и каждое утро фломастер обозначал круг, где надо побывать. Вечером ставил галочки - какие улочки и дворики посетил. Снимал фрагменты окон, дверей, отделка - тогда "евроремонты" еще не добрались старых зданий.
Уже многих домов нет, а другие - надстроены или перестроены.
А фотоальбомы скоро будет?
Книга будет, переговоры идут, но наперед забегать не буду. И не одна, потому что я решил добавить к съемкам интерьеры исторического Киева. "Старый Киев", "Старый город", "Киев и киевляне" - пока это названия папок с негативами.
Понимаю, что без приключений и в Киеве не обходилось?
- Бывало. Многие жители старого города, агрессивно ко мне относились, считали, что или дом будут сносить, или во дворе новостройку втиснут.
Однажды снимал на Контрактовой площади. Подошел ко мне мужчина, представился "вором-рецидивистом Филиным", попросил сфотографировать его для истории. Сфотографировал. Тот говорит: "Подожди, надо тебе гонорар заплатить. Я сейчас быстренько здесь что-то украду ". Едва "отбился" от такого вознаграждения.
Или в другой раз фотографирую дворик на Жилянской. Ко мне подходят люди в штатском, несколько, молча окружили, показали "корочки", попросили "пройти". Их интересовало, что я здесь делаю. Ответ, что просто фотографирую, не удовлетворил. "Вы здесь пистолет ищете, здесь убийство вчера было, а пистолет куда-то делся", - настаивают. Поладили, но они попросили меня уйти, ведь здесь следственные действия ведутся, опергруппа приедет.
Есть Киев парадный, есть туристический, а есть малоизвестный.У вас есть какие-то сокровенные места?
- Самое любимое - двор Института проблем современного искусства - невероятно красивое место с большими каменными лестницами, балюстрадами, с дремучими елками, зарослями дикого винограда. Там у меня произошла мистическая история - фотографировал вечером художников - Валентину Есипову с мужем Александром Левичем, то шесть здоровенных белых полярных сов заинтересовались нашими действиями и уселись вокруг наблюдали.
За отелем "Днепр" еще сохранился кусочек старого заброшенного "современного" города - старого Крещатике; парк вблизи ПАГа на Лукьяновке люблю.
Кения на Десне
Фотограф объездил половину мира, от Канарских островов до Командорских, от Ямала до Кении. И уже точно зная мировые пейзажи, начал в украинской природе видеть куски различных климатических зон и рельефов.
- Кенийская саванна напомнила мне побережья реки Здвиж или низовья Десны. Путешествуя по экзотическим местам понял, насколько красивая земля вокруг меня и начал фотографировать Украины.
Показывает папку с фотографиями.
- Устье реки Тетерев - это прямое отражение северной пустыни - тундры, как стоишь на побережье Ледовитого океана. Леса с черной ольхи тождественны манговым лесам. Еще очень люблю букський каньон. По весне он полная иллюзия Малайзии: когда утром выходишь после дождя, сирень целыми плиты свисает, как лиана, по скалам, упоительно пахнет, пара над водой бурлит, птицы не поют, а кричат как сумасшедшие. Красота невероятная, просто тропики. Или вот, вижу какое-то интересное дерево и понимаю почему оно уникально. Может этих древних диких масел всего штук 5 на всю Киевскую. А простой человек смотрит - на дерево, на старое ...
По первому образованию Андрей биолог, поэтому знает о чем говорит. Отмечает: "Просто надо съезжать машиной с трассы, с асфальта, и карабкаться в стороны. Иногда хватает 500 метров проехать. На скорости 150 км / ч, кроме асфальта впереди, ничего не увидишь ".
Полесье- портал в прошлое тысячелетие
Последние несколько лет художник все чаще и чаще наведывается на Полесье.
Акцентирует: "Полесье - это не только Чернобыльская зона. Оно тянется вдоль нашей северной границы от Волыни до Черниговщины ". В 100 километрах от Киева, начинается природа, неурабанистичная, дикая, такая, какой она была сто или тысячу лет назад.
- Сначала снимал дикие леса, архаичную архитектуру. Сейчас фотографирую там людей - они живут своей жизнью, некоторые из них язычники. Они настолько не похожи на нас! Просто удивительно. Счастливые, богатые даже по киевским меркам. Это, можно сказать, экзотическая этнография. Обычаи, пожалуй, времен Киевской Руси или еще древнее. Они еще не превратились в гуцульский "Диснейленд", как в Карпатах.
- На Тетереве и по всему Полесью встречаю рыболовные ловушки-запруды - морда, которые изобрела первичная человек, наверное еще до изобретения рыболовного крючка. Так ловили 30000 лет назад. Просто удивился, когда увидел это в 90 километрах от мегаполиса.
В Приборск (село Иванковского р-н Киевской - ред.) - на заборе дети оставили отпечатки ладоней белой краской. Когда их спрашивали: "Зачем это они делают?", То они отвечали: "Так надо". Самая моя аналогия - первобытные люди, отпечатки своих рук оставляли в пещерах Испании, где сохранились старые рисунки в истории человечества. На Овручского кряжа увидел деревянную фигурку резного кабана, то это кельтская школа. Такие тотемы две тысячи лет назад делали. Архаичная архитектура верховья Припяти напоминает старые жилья Норвегии - такие длинные полуземлянки, крытые камышом. И когда начал изучать эту тему, то оказалось, что викинги раз по Припяти ходили. Еще после войны полищуки делали дождевики из травы, такие же, как 20 000 лет назад древние люди носили
Блиц-опрос
Что в Киеве Вам не нравится?
Раздражает большое количество автомобилей. По городу ездить у меня ни нервов, ни времени не хватает. Моя машина уже 1.5 года стоит под домом, потому что живу в центре. Там, где пешком полчаса пробежаться, на машине можно ехать полтора, а еще место под парковку искать. Стал активно пользоваться метро, ну как в Нью-Йорке.
Я вижу, как сносят старые дома и считаю, что их следовало бы вписать в интерьер современного города - сохранить. Вот "Довженко Центр" замечательный пример - не снесли здание, а сделали 6 или 8 этажей "креативного хаба". Такие хабы городу нужны.
А что нравится?
Такси, пока люди не разобрались с его удобством, такси у нас копейки стоит. Мне дешевле потратить несколько тысяч в месяц на такси, чем использовать собственную машину.
Город становится более современным. Сейчас фрагментами, кусками, Киев не отличается от многих европейских городов. Я с удовольствием прочитал, что город лидирует в Европе по количеству небоскребов. Как по мне, Киев - неплохая витрина Украины.
У нас хорошая еда, достаточно недорого поесть в городе
Нравится, что общество изменилось. Мы стали более вежливыми, эмпатичными.
Что нужно изменить?
Как по мне ситуация неплохая, по сравнению с руководством Леонида Черновецкого.
Перед выборами так неплохо асфальт везде начали менять, клумбы сделали там, где их никогда не было.