Михаил Золотарь о бизнес идее - сдача в аренду коммерческой недвижимости: "Нужен проходняк"
Бизнес идея: Аренда коммерческой недвижимости. Как заработать на сдаче помещений в аренду
Давайте поговорим о рынке недвижимости, а точнее о его маленькой
части - сдаче коммерческой недвижимости в аренду. Насколько выгодно управлять
коммерческой недвижимостью и сколько на этом можно заработать. Мы в гостях у
киевского рантье Миши Золотаря.
Миша, давай начнем с простого - пришел человек и говорит:
"Хочу войти в бизнес". С чего ему начать? С каких площадей, в каких
районах, под что сдавать и как управлять?
- Есть два направления. Первый вариант - ты
хочешь брать чужую недвижимость и сдавать. К примеру, я купил помещение и не
хочу заниматься этим. Вот я купил, сдавай, занимайся.
Второй вариант - ты сам покупаешь и сдаешь.
Как лучше?
- Лучше, конечно, покупать, потому что это
помещение остается навсегда с тобой. Оно передастся твоим детям. Это всегда
кусок хлеба.
Но порог входа в бизнес гораздо выше.
- Да, порог входа, конечно, гораздо выше и
окупаемость помещения, если неправильно вложить, может быть 12 лет. Если
правильно вложить - от 4 до 6 лет.
Что ты имеешь в виду под окупаемостью помещения?
- У помещения есть цена аренды на рынке. Если оно
стоит 100 тысяч долларов, а ты его сдаешь за 500 долларов в месяц, то окупать
ты будешь это помещение 16 лет.
То есть, окупаемость - это без цены помещения при последующей его
продаже?
- Ты купил помещение. И должен его сдавать за такие
деньги, чтобы вернуть то, что вложил,
как можно быстрее.
А продажа этого помещения будет уже твоей сверхприбылью?
- Если ты с аренды вернул деньги, вложенные в
покупку помещения, а потом это помещение продал, то это будет сверхприбыль. Но
можно его не продавать, а всегда сдавать и получать всегда стабильную прибыль.
Просто я придерживаюсь такой политики, что не надо сразу миллион. Можно везде,
стабильно, по чуть-чуть.
Хорошо! Давай вспомним, как ты начал этот бизнес. Твое первое
помещение?
- Мои первые помещения - это были приватизации
госимущества на Подоле (один из престижных районов Киева. – Прим. ред.). Мы
приватизировали заброшенные подвалы. Хотя процесс этот не быстрый – может
растянуться на несколько лет. Сначала ты берешь подвал в аренду, приводишь его
полностью в порядок, показываешь, что ты адекватный человек, что платишь
правильно и вовремя. И потом начинаешь оформлять документы на приватизацию. Вот
так у нас появились первые помещения на Подоле.
Сейчас, наверное, такой путь уже невозможен? Уже нет
свободных помещений.
- Возможен. На Подоле есть подвалы. Просто я уже
этим не хочу заниматься. И потом, до войны были лучше предложения в виде
покупки недвижимости в новых ЖК в кредит, почти без процентов.
Человек пришел, у него есть условных 100 тысяч долларов. Я думаю,
что с меньшей суммой нет смысла входить в этот бизнес.
- Вход - 50. Можно найти помещение за 50 тысяч.
Давай возьмем минимальный вход - 50 тысяч долларов. В какое
помещение ему следует вложить деньги?
- Лучше всего сдаются маленькие помещения. Если
квадратный метр стоит тысячу долларов, к примеру, на Харьковской или Троещине,
на таких вот районах квадратный метр в среднем стоит 1000-1200 долларов.
Это у застройщика или это вторичка?
- Вторичка. У застройщика можно купить за
1200-1300 долларов, но в кредит. То бишь, если помещение уже готово, а многие
продают уже готовые помещения, дают тебе на два года минимальный процент, ты
въезжаешь, сдаешь и платишь процент уже с аренды и сам остаток тела. Если есть
50 тысяч долларов, то лучше покупать два помещения по 25 метров.
Они должны быть рядом или в разных районах?
- Неважно. Они могут быть в разных местах, но ты
больше на этом заработаешь, чем на одном помещении в 50 квадратов. Чем меньше
помещения, тем лучше они сдаются.
Подскажи, где лучше покупать недвижимость? Есть такое понятие, как
спальные районы, например, или же деловые центры. И второй подвопрос - под что
недвижимость? Под те же офисы или под магазины, например?
- Я против покупки квартир. Говорю сразу: у них
долгая окупаемость. Много проблем с арендаторами. С офисами, хоть это и
коммерческая недвижимость, аналогичная проблема, потому что когда въезжают
арендаторы, им нужны туалеты, свет, ручки, двери. Короче, ты должен сделать
ремонт, а это лишние затраты.
В коммерческой недвижимости ты покупаешь голое
помещение и даешь просто каникулы на 3-4 месяца, какую-то скидку на аренду. Но
ты уже не вкладываешь деньги в ремонт. Это намного выгоднее. К тебе заезжает
компания (неважно, крупная или маленькая), она сама под себя делает ремонт.
В любом помещении – маленьком или большом - все равно должен быть
умывальник, туалет.
- У застройщиков этого нет. Арендаторы сами
ставят, и это их. И когда они выезжают, они могут это забрать. Но опять же,
можно прописать в договоре, что это нельзя забирать. Все зависит от условий
договора.
Ты не выкупаешь то, что было в офисе?
- Нет, оно мне не надо. Зачем? Мое - это
помещение и всё. Я сдаю саму коробку.
Но просто если ты сдаешь коробку уже с ремонтом каким-то, она же
как-то отличается в цене?
- Конечно. Она растет в цене.
То есть, в принципе, арендатор может тебе сказать: "Давай ты
выкупишь у меня то, что я здесь сделал, и ты будешь сдавать дороже".
- Нужно сделать правильный договор. Согласно
нашим договорам, все улучшения, которые делали арендаторы, остаются нам. Мы
сталкивались с разными ситуациями. Над моим договором работали 5 или 6 разных
юристов. Мы максимально себя защитили от разных ситуаций. За годы мы уже
поняли, где есть пробелы и проблемы.
Основные пункты договора, которые защищают тебя?
- Есть проблема с коммуникациями. Мы все понимаем, что у нас много устаревших
домовых коммуникаций. За коммуникации, которые подведены к дому, отвечает ЖЕК,
за коммуникации внутри дома мы несем ответственность. И у нас в договорах
прописано, что мы можем участвовать в диалогах при разрешении проблем, но никак
не решаем проблемы вместо арендаторов.
С кем в диалогах вы не участвуете и какие проблемы вы не решаете?
- Ну к примеру, если у вас нет воды в помещении,
прорвало трубу на улице, то мы можем со своей стороны, как владельцы, позвонить
в ЖЭК, написать официальное письмо-обращение на ремонт. Но это должны делать
городские власти.
Так это же логично.
- Нет. Многие арендаторы требуют, чтобы это мы
делали, причем еще и в счет аренды: "Мы вам платим деньги, вы решаете". Вот
такие диалоги. Поэтому мы отдельно прописали в договоре такие ситуации, что мы
со своей стороны можем сделать это, это и это. И мы по договору это делаем.
Прорывается труба, мы находим ЖЭК, пишем письмо, торопим их, связываемся с
ними. Но финансово на нас это никак не должно влиять.
А если в здании прорывается труба, то мы со
своей стороны не ищем мастеров, мы ничего не делаем. Арендаторы сами должны
решить этот вопрос.
Вернемся к вопросу внутреннего обслуживания помещения. Например,
уборка, тот же сантехник, ремонт. Таки услуги вы не предоставляете?
- Нет, не предоставляем. У нас есть компания, контактами которой мы
можем поделиться.
Это как-то выработано годами, что такими сопутствующими услугами невыгодно
заниматься?
- Да, это реально невыгодно, потому что у нас
много, особенно на Подоле, старых коммуникаций. В этих помещениях я менял все и
даже подводящие трубы. Все старое, все гнилое. И мы не можем это обслуживать.
Кроме того, по законодательству мы обязаны заключать договор с управляющей
компанией. Без этого мы не имеем права сдавать помещения в аренду. Управляющая
компания, ЖЭКи должны обслуживать.
Как-то нелогично. Если ты хозяин здания и внутри него прорвало
трубу, то это твоя ответственность должна быть. Ты должен эту трубу починить.
Прорвало трубу - нет воды у всего этажа, например.
- Нечасто такое бывает. Бывает, прорвало у
соседей, а у тебя подвал затапливает. (Смеется) Тут в любом случае должен включаться ЖЭК,
потому что если мы влезем и начнем что-то делать без него, будем виноваты, что
что-то не так сделали. ЖЭК в любом случае должен участвовать, потому что им
жильцы платят деньги.
Мысль у меня была, что у вас отдельное здание. Я упустил момент,
что у вас помещения в жилых домах.
- Если речь идет об отдельном здании, тогда –
да, мы сами все контролируем. Как мы еще делаем: когда снимают у нас помещение, инженер
проходится с инженером арендаторов по всем объектам. Они проверяют ток,
провода, розетки. Все проверяется, все сдается в рабочем состоянии. Нам должны
его вернуть тоже в рабочем состоянии. Если человек приходит и видит, что
кондиционер не работает, розетка сломана, то мы это чиним. Но когда они
выезжают, они должны также все оставить в рабочем состоянии: они этим
пользовались, они должны и починить.
А как же такое понятие как естественный износ?
- Такое практикуется. На всю технику в
помещениях, которые мы сдаем, есть все документы. Если ей больше десяти лет и
мастер говорит, что это износ по возрасту, то мы сами проводим замену.
Хорошо. Возвращаемся к вопросу - есть 50 тысяч долларов, лучше
купить два отдельных помещения по 25 тысяч. Тогда порог входа может быть 25
тысяч?
- Может быть и 25. Я даже находил помещение за
11 тысяч долларов по 10 метров на Троещине. Правда, они находились в
недостроенном здании, к сожалению. Если бы здание было введено в эксплуатацию,
я бы их выкупил.
Предположим, мы взяли два помещения. Все
равно, где они находятся?
- В каждом районе есть своя цена. Плюс, зависит
от того, где оно находится. Возьмем Подол. Цена помещения первого этажа во
дворе - 1500 тысячи долларов за кв. м., верхнего - 1000 долларов. А фасад стоит
уже 3000 долларов. И мы уже сразу получили в одном здании три цены. Также и на
аренду мы получаем три цены. Только в одном здании: фасад стоит минимум 500
гривен за квадратный метр, подвал - 250 гривен, второй этаж во дворе может тоже
стоить 250-300 гривен, первый этаж во дворе - 300-350 гривен. Это не завышенные,
адекватные, спокойные цены, за которые ты можешь сдать.
Возьмем, к примеру, мой офис. Да, тут дорогой
ремонт. Я буду просить 500 грн за квадрат, если буду сдавать. Но цена, которую
буду просить, и цена, за которую реально
его сдам – это две большие разницы. Можно просить миллионы гривен! К примеру,
на Петровке люди хотят тысячу гривен за квадрат, но они не могут сдать такое
помещение. Опускают до 500 грн, и тогда его забирают. На рынке нет утвержденной
цены. Человек может взять свое помещение и сдавать, за сколько хочет. А вот
сдаст или нет - это уже второй вопрос.
Хорошо! Советы по месторасположению коммерческой недвижимости?
- Должен быть "проходняк". Неважно, какой это район. Там должно быть много людей. Или, если это ЖК, он должен быть заселенным, потому что в незаселенном помещение будешь сдавать долго. Была такая практика - два года сдавал помещение в ЖК, потому что он не заселился.
То есть, мало того, что ЖК должен быть введен в эксплуатацию, он
должен быть и заселен уже?
- Да, потому что если ты сдаешь помещение под
кафе, кто туда будет ходить, если он не заселен, а ЖК находится на окраине? И
мимо никто не ходит, кроме самих жителей. Если брать улицы проходимые, вот у
нас есть объект на Теремках – на проспекте Глушкова. Прямо - вход в метро, 7-8
метров - и наше помещение. Все люди, которые едут на Теремки, выходят через это
метро. Там конечная маршрутки с ближайших Чабанов, Белой Церкви. Проходимость сумасшедшая!
И что там открыто?
- Когда-то там был ночной клуб. Потом мы пересдали
его под магазин обуви. Они проработали лет 5-6, но во время войны съехали.
Сейчас у нас там тренажерный зал для женщин.
Это какая-то фишка, что только женщины?
- Там какие-то специальные упражнения,
специальные тренажерчики... Там только девушки тренируются.
Был бы ты не был женат, я бы понял, почему ты это открыл. (Смеется)
- Нет, я это сдал в аренду. Там был ТРЦ
"Магелан", и там произошли пертурбации.
У тебя помещение в ТРЦ "Магелан"?
- Возле него прямо. Когда всех начали выгонять с
"Магелана", арендаторы в панике начали искать места, и у нас была очередь на
это место. Сдали его самым адекватным людям, потому что приходили разные.
Ценой не игрался? На аукцион не выставлял его?
- Нет, я ценами не играю. Если у нас с тобой
договор, я тебе сдаю помещение за 50 тысяч, и ко мне придет другой человек и
скажет: "Выселяйте его, я даю 100", - я
не сдам, пока у тебя договор не закончится. Вообще такое не уважаю.
Насколько долгосрочные
договоры?
- Чтобы не подключать нотариуса, можно сдавать
на 2 года и 11 месяцев помещение. Это максимально. Потом нужно уже нотариально
заверять договор, чего не все хотят делать, потому что это лишний головняк. В
целом, мы сдаем помещение на год. И каждый год продлеваем. Мы делаем новый
договор, потому что у нас прописано: мы можем поднять аренду на 10-15% раз в
год. Но мы не "душим" своих арендаторов. Во время войны предоставили всем
скидки и только сейчас начали их убирать. Целый год у нас были скидки от 80% до
20%. И только вот с апреля выводим арендаторов на 100%.
По твоей статистике, в среднем арендатор сколько, грубо говоря,
сидит на одном месте?
- Все зависит от человека и от фирмы. Был опыт,
когда люди 2-3 месяца арендовали помещение и съезжали. А есть люди, которые уже
15 лет с нами.
А в среднем?
- 5-7 лет.
То есть, довольно-таки долго.
- Да, долго, потому что я не люблю менять ни
сотрудников – (мне не нравится это, так как нужно новых постоянно обучать), ни
арендаторов - мы притираемся друг к другу и у нас есть точки соприкосновения и
решения конфликтов. Точнее, не конфликтов, а вопросов. В любом случае они
появляются всегда. Каждый месяц возникают разные вопросы. И я хочу работать с
людьми, которые вовремя платят. Это важный аргумент. Есть договор, в котором
написано, что с 1 по 5 нужно оплатить. И когда люди начинают затягивать до
25-го, то это мне уже не нравится. Один из главных аргументов работы - вовремя
заплатить деньги, потому что у нас есть налоги, мы сдаем все официально. Мы
платим все налоги - налог за землю, на прибыль, мы выдаем сотрудникам зарплаты
и у нас есть дни, когда мы это делаем. И те арендаторы, которые с уважением
относятся к такому требованию, работают с нами долго.
В принципе, их бизнес не предусматривает частой смены
помещений?
- Да. Если взять всех арендаторов - у нас
аптеки, клиники, магазины, вещи, продукты и алкогольные магазины, крафтовое
пиво.
Вечные ценности, так сказать. Люди всегда будут болеть, люди
всегда будут есть и пить.
- Ткани - для меня это вообще нонсенс. На Подоле
помещение, у них 112 квадратных метров, и там продают ткани. И аренда там,
по-моему, 45 тысяч грн/мес. И нормально. Они у нас уже третий год. Я удивлен,
что на тканях можно столько зарабатывать. Я рассуждаю так: если человек платит
аренду 45 тысяч, значит зарабатывает он не меньше.
Когда выбираешь помещение под покупку, ты уже заведомо выбираешь
помещение под какой-то бизнес? Я думаю, что у каждого бизнеса есть требования к помещению, каким
оно должно быть. Ну, например, аптека и крафтовое пиво - это два разных
формата.
- Они через стенку у нас. Всех интересует одно -
проходняк. Люди должны быть.
Даже если планировка немножко не устраивает, главное - проходняк?
- Да! Если планировка не такая, они могут это
исправить. Могут строить все, что угодно, но заранее должны с нами все
утверждать: подать план, мы его согласовываем, и только после этого они могут
делать все, что хотят. Кроме
сноса капитальных стен.
Так, взяли мы помещение, решили, что не принципиально, какой у нас
будет бизнес. Как мы это помещение продвигаем на рынке?
- Мы выбрали помещение. К примеру, это ЖК,
заселенный и на проходном месте. Делаем фотографии.
Ты делаешь фотографии даже просто голых стен, без ремонта?
- Если там нет ремонта, мы делаем фотографию
полностью голых стен, снимаем видео вокруг, чтобы люди понимали, как оно
визуально выглядит. Смотрим, есть ли рядом метро, остановки, какие-то крупные
ТРЦ. Если там есть ТРЦ, то магазин одежды не будет арендовать такое помещение,
потому что люди будут идти за вещами в ТРЦ. Мы делаем карту, фото, и люди
видят, что вокруг нас находится. Метро все еще является важным фактором. А если
там еще остановка общественного транспорта большая, то это очень хорошо, потому
что люди идут с работы домой и каждый зайдет что-то купить - кто пиво, кто
колбасы, кто в барбершоп.
Основные каналы продаж?
- OLX.
Все-таки OLX не победить, он вечен?
- Мы позиционируем свои помещения на 10-12 сайтах. Мы сразу уточняем, что сдается от владельца, что никаких там "риелторских" нет. А еще Instagram и Facebook. Выставляем в своих соцсетях и запускаем рекламу на бизнес. У нас таргетолог отстраивает так, чтобы видели владельцы бизнесов.
Эффективная реклама через Facebook и Instagram?
- Да. Мы сдавали несколько помещений через
Facebook и Instagram. Также есть наши арендаторы, много сетевиков – им сразу
высылаем информацию о новом помещении, чтобы понять, подходит оно им или нет. У
нас часто спрашивают сетевики о новых помещениях. У нас даже есть база контактов магазина "Ева", "Новой почты", "Розетки". Мы тоже им отправляем информацию
- в отдел по развитию. И только если все эти факторы не работают, тогда
подключаем риелторов. Мы связываемся с 5-6 компаниями, отправляем им варианты,
и они начинают работать.
Сами риелторы к вам стучат?
- Постоянно, но мы отказываем многим. Есть 5-6
человек, которых знаем, с ними и работаем.
Цена. Сколько можно заработать на помещении?
- Ну, если помещение проходное, мы говорим о 25
метрах, он можем его сдать за 30 тысяч гривен в месяц.
То есть, больше тысячи гривен за метр квадратный?
- Да, если помещение хорошее и в проходном месте.
Средняя цена коммерческого помещения в хорошем месте?
- 800 гривен квадрат. Нормальная цена, где ты
сдашь очень быстро.
Ты говорил, за 500 сдают?
- Это на Петровке, да. Если хочешь сдать
нормально и у тебя помещение небольшое. Потому что если оно будет большое (например,
паб метров на 200), то 800 грн - это много.
Чем больше площадь, тем дешевле цена?
- Тем дешевле квадрат. Да, потому что тяжело
оплачивать. Когда у тебя там 200 метров по 800 гривен - это сумасшедшая цена.
Какая разбежность в цене за метр квадратный между маленьким помещением
и большим?
- Маленькое помещение может стоить 1500-2000 за
квадрат. А может и больше. Когда сдают под шаурму, например. Мне недавно
позвонили и за объект площадью 10 метров предложили 60 тысяч. Буквально пару
дней назад позвонил человек и спросил: "За сколько вы сдаете?" Я сказал, что за
25, а он говорит, что дает в три раза больше.
А смысл?
- Я даже не спрашивал, сказал: "Нет, у меня
действующий договор. Я не буду сдавать. Когда договор закончится, мы с вами
свяжемся". И если такое предложение есть, я говорю арендатору. Встречаюсь с
потенциальным арендатором, и если он мне не нравится, то я не заключу с ним
договор, потому что он заплатит мне 2-3 раза по 75, а потом опять нужно искать
нового. Мне проще, чтоб вот этот человек сидел в моем помещении 10 лет, платил
по 25 тысяч, я ему буду повышать арендную стоимость по чуть-чуть и все будут довольны.
Берем цену 800 гривен и 30 метров, чтобы удобнее было считать. Это
24 тысячи гривен. Грубо говоря, 600 долларов. То есть, около 7 тысяч долларов в
год и где-то три года окупаемость?
- Это очень хорошая окупаемость. Вообще в
среднем адекватная окупаемость - до 6 лет. Но ты не посчитал тут расходы. У
тебя есть налог в виде 5% от суммы. Также у тебя есть налог на землю. В каждом
районе - свой коэффициент. Думаю, это несколько тысяч в месяц. Хотя нет, у меня
большие помещения. Три тысячи где-то в месяц налог на землю, так как твое
помещение стоит на земле. И нужно нанять бухгалтера. Если ты работаешь
официально, надо подавать отчет.
То есть, грубо говоря, твоя команда на начальном этапе - это ты и
бухгалтер, который должен раз в месяц подавать за тебя отчеты?
- У нас было много помещений, поэтому у нас в
команде по аренде - я и еще три человека.
И что они делают?
- Есть бухгалтер, который решает все финансовые
вопросы. Есть инженер, который решает все вопросы с ЖЭКами, ремонтом. И есть
мой личный помощник, так как он решает в основном личные вопросы с
арендаторами, согласовывает встречи со мной, если они хотят, какие-то мелкие
вопросы и подстраховывает бухгалтера и инженера. К примеру, нужны строители -
инженер их находит, а помощник контролирует.
И в твоем случае, грубо говоря, чистый доход с метра квадратного
получается сколько?
- В моем случае?
Да. У тебя просто дополнительные есть расходы - тот же инженер.
- Мы платим большие налоги из-за того, что
помещений много и земли много. Ну я не могу даже сказать.
Ну если 800 - это, грубо говоря, "грязными", то "чистыми"?
- А, если считать по этой математике, то, я
думаю, 500 гривен "чистыми".
Тогда мы выходим где-то на 4-5 лет по окупаемости?
- Да. Вот 4-5 лет - это самое идеальное по
окупаемости.
По поводу налога на землю. Ты же знаешь "Квадрат" (ТРЦ в центре
Киеве в подземном переходе. – Прим. Ред.). Не в курсе, как сейчас, но лет пять
назад они налог на землю не платили, потому что находятся под землей.
Интересный такой лайфхак… (Смеется)
- Точно так же и на воде - налог на воду
тоже никто не платит.
Давай поговорим о факапах в этом бизнесе.
- Первый факап - это сами арендаторы.
Ты знаешь, это мне напомнило одну историю: в клубе "Что? Где?
Когда?" был вопрос - что больше всего мешает парикмахеру. И правильный ответ -
уши. Так и здесь: больше всего тебе в твоем бизнесе мешают арендаторы.
- Так и есть: кто арендует, тот больше всего и
мешает, потому что в первую очередь конфликты происходят с ними: "Здрасьте, мы
сломали туалет. Поменяйте". Когда ты показываешь ему пункты договора, он
начинает спорить, пытается в суд подать.
А из последнего - когда рассказываю это своим
друзьям, коллегам, они говорят: "Я такой кейс слышу впервые". У нас
заканчивался договор аренды, мы предупредили арендатора за месяц, что не сможем
продлить с ним договор и попросили освободить помещение. А человек подал на нас
в суд за то, что мы у него "отжимаем" бизнес, и назвал меня рейдером. Я две
недели не мог его выгнать! Он поменял замки, и мы не могли его никак выселить.
И как вот такой случай разрулить?
- Пытались решить помощники, инженер, полиция.
Мы вызвали полицию, но они сказали: "Ничего сделать не можем, подавайте в суд".
А суды-то месяцами и годами длятся… Я приехал лично и говорю: "Я же тебе ничего
плохого не сделал. Ты находишься в моем помещении и неадекватно себя ведешь". И
объяснил, что ему лучше покинуть помещение: "Пойми, мы сейчас подаем в суд.
Окей, я потерплю полгода или год. Но мои юристы стоят 100 долларов в час. Ты
проиграешь дело в любом случае, потому что я хозяин, а ты – арендатор. Я прав:
у нас договор закончился, по закону мы все сделали правильно - предупредили
заранее. Ты просто попадешь на сумасшедшие деньги после суда. Зачем оно тебе?
Есть рядом помещение, переедь. И не будем воевать. Ради чего?". Он послушал,
посчитал, подумал и съехал.
Были ли у тебя случаи, когда ты купил помещение и "пролетел с ним",
а потом продал, лишь бы от него избавиться?
- Я его не продал. Я купил одно помещение, о котором жалею. Моя жена - умная девушка, она мне сразу сказала: "Продавай его". Купил его за 115 тысяч долларов. Сейчас не могу его сдать за 25 тысяч гривен.
В чем проблема? Что с ним не так?
- Я и сам не понимаю. Оно находится в ЖК "Лесная
сказка", в Быковне, там станция метро "Лесная" - пять минут пройти, новый
красивый ЖК, красивые дома, лес - ну классно! Я бы сам там жил, честно!
Красивое помещение, стеклянный фасад и еще сзади есть помещение во дворе. ЖК
закрытый, фасад на открытую часть. Куча людей, куча домов. Помимо частных домов
еще и весь ЖК заселен. И вокруг помещения все сданы, а наше не сдается.
Я смотрю цены - у нас такие же, как у всех. И мы
сейчас сдали, буквально месяц назад, заднюю часть – 38 квадратов за 10 тысяч.
Причем я вообще не верил, что когда-то ее сдам.
Лишь бы сдать?
- Да. А фасад мы не можем сдать за 13 тысяч - 50
квадратов. Это единственное помещение, которое я купил и жалею.
Почему не продал? Почему не послушал умную женщину?
- Потому что не люблю ничего продавать. Для меня
продать - это поражение.
Но, с другой стороны, есть же срок эксплуатации тех же зданий?
Невозможно же вечно держать помещение.
- Ну смотри, мы находимся с тобой в помещении
1890 года.
Но тут перекрытия уже не деревянные.
- Капремонт. Мы укрепляли здание. Я, как хозяин,
за своими помещениями слежу.
Не проще было просто другое помещение выбрать? Надо было
заморочиться?
- Да. А
в плане того ЖК "Лесная сказка" меня соблазнил лес, природа. Я в этот момент не подумал о бизнесе. За два месяца
до этого купил в ЖК "Кришталевi джерела" 50 квадратов за смешную сумму - 400
тысяч гривен.
Это просто люди выезжали?
- Нет. Это от застройщика. У них просто хорошие
цены, и я угадал. Это помещение еще не было сдано в эксплуатацию.
Ты же говорил, нельзя покупать такие помещения, которые еще не
сданы в эксплуатацию?
- Нельзя, но у меня есть юристы, которые все
проверяют. Это громадный ЖК из 6-7 островов. И мой юрист мне разрешил это
сделать. Он сказал, что они все вводят в эксплуатацию, поэтому все будет
нормально. Я послушал его - действительно, все хорошо. Просто была очень
"сладкая" цена, я был готов пойти на этот риск. Плюс юрист все просмотрел и
подтвердил. И оно сдавалось в эксплуатацию года полтора. Мы его за неделю сдали
в аренду.
Грубо говоря, полтора года у тебя были замороженные деньги?
- Да. Но 115 тысяч долларов и 400 тысяч гривен -
можно подождать. Просто помещение я купил одно. А если бы знал, что там все так
хорошо, все эти 115 тысяч долларов вложил бы в тот ЖК - купил бы там много
разных помещений и сдавал бы.
Что предпочтительней - новостройки или все-таки старые дома?
- Понимаешь, многие новостройки не находятся в
хороших проходимых местах, как старые дома. Но с новыми домами меньше проблем.
Там новые трубы, там все хорошо. Там уже сделано все по-современному -
пластиковые трубы, которые не гниют. Плюс, во многих новых домах ОСББ. Как
показывает практика, с ОСББ удобнее работать. Все люди принимают коллективно
решение, есть глава ОСББ и тебе не надо бегать по ЖЭКам и кому-то что-то
доказывать. Ты просто платишь ОСББ, а оно все решает.
Хорошо. А если мы берем помещение в старом доме? Ты говоришь, что
все равно не делаешь ремонт. В каком бы состоянии помещение не взял?
- К примеру, если старое помещение и там течет с
потолка, это делаю. Я делаю косметику, чтобы оно было презентабельно. Сейчас
лофт довольно популярный и если это старое помещение, то мы просто все сбиваем
до кирпичей. И вот так сдаем.
Организационная форма ведения бизнеса? Какая оптимальная форма для
этого типа бизнеса?
- Смотря как ты купил помещение. Если как
"товариство" - это отдельный диалог.
Ты покупаешь как?
- Как физлицо. Сдаю - как ФОП.
Ты говорил, что есть какие-то ограничения?
- Есть ограничения в 900 квадратов. Раньше было
300, сейчас уже 900.
То есть, ты, как собственник, в месяц можешь сдать максимум 900
квадратов?
- Да. Раньше мы думали, что, если сдавать в
аренду больше 900 квадратным метров, то будешь платить налог не в 5%, а в 18%.
Ну, окей. Это много, но окей. Но когда мы начали разбираться, бухгалтер начал
консультироваться с юристами, с другими бухгалтерами, читать законы, то там
вообще глупость. Просто нельзя сдавать в аренду более 900 квадратов. Например,
есть у меня помещение в 1000 квадратов: 900 можно сдать, а 100 метров я не имею
права сдавать. То есть, должен им пользоваться самостоятельно. Я могу открыть
там кафе, офис, сделать склад, сдать - нет. Закон прописан так, что государство
теряет деньги, а люди вынуждены это обходить или сдавать просто в "черную".
Если у тебя больше площадей?
- Мы покупаем это на ООО и сдаем, как ООО. Или
покупаем на другого человека - на мою жену. И она сдает.
Не рискованно ли оформлять помещение на ООО? Любой суд – и накладывается арест на все имущество.
- Если я не заплачу 17 гривен налога, как Миша,
то на ФОП "Золотарь" будет арест имущества, пока я не заплачу 17 гривен. А в
ООО тебе просто нужен адекватный бухгалтер, который платит все налоги, подает
отчетности вовремя и проблем не будет. Просто ООО, на котором это помещение,
должно заниматься только этим видом деятельности. Если ты занимаешь чисто
арендой, там не может быть вообще никаких проблем. У тебя не заберут помещение,
если ты не нарушил закон. А как ты можешь нарушать закон при сдаче имущества в
аренду?
Не можешь?!
- Ну, это не выгодно. Выгоднее платить. В
Украине вполне адекватное налогообложение. Если уберут ограничение в 900
квадратов, я уверен, что госказна пополнится большими деньгами. Сейчас у нас
5%, можно сделать даже 7% и все будут платить. Но надо бы убрать ограничения на
квадратуру и все. Люди будут сдавать. Это выгоднее. Тебе деньги заходят на
расчетный счет, ты можешь покупать квартиру, машину. Открываешься законно и платишь все налоги. Это
выведет 90% арендного бизнеса из тени.
Ограничение в 900 квадратных метров - это ограничение только на
коммерческую недвижимость?
- Только на коммерческую. На квартиры - 400. К
примеру, если ты купил 900 метров в разных помещениях и 400 метров квартир, то
ты можешь их сдавать совокупно. Но больше ты уже не можешь сдавать.
На сколько этот бизнес - сдача коммерческой недвижимости в аренду,
зависит от кризисов и форс-мажоров? Вот, например, война. Сколько ты на этом
бизнесе потерял?
- У меня, кроме арендного, есть и другие
бизнесы. И во время пандемии, и во время войны арендный бизнес выдержал все.
Это "якорь". Потому что в этих помещения, к примеру, магазины, все равно
работают, аптеки работают. Да, ты опускаешь аренду. Когда арендаторы начали
открываться - кто-то в середине марта, кто-то в начале апреля - я лично со
всеми созвонился и спросил: "Что вы можете предложить?". Кто-то сказал: "Мы
будем платить 30%", кто-то - "Мы будем платить 10% от оборота". Я говорю: "Что
вы можете платить, на то я и согласен". Людям в любой ситуации нужно где-то
купить продукты, где-то стричься…
Ты пошел на условия арендаторов и все равно был в плюсе?
- Конечно, я все равно был в плюсе. Но все
суммы, которые ко мне приходили, я раздавал на зарплаты. Благодаря аренде мы
выжили во время войны и выжили во время коронавируса, потому что все остальные
бизнесы просто стали. А аренда работала. Поэтому считаю, что аренда – это,
во-первых, самый стабильный, во-вторых, самый пассивный бизнес. Потому что ты
меньше всего напрягаешься с арендой. И если человек имеет успешные бизнесы, то
я всем рекомендую вкладывать прибыль в недвижимость.
Берешь ли ты помещения других собственников в управление?
- Сейчас этого нет, но я активно над этим
работаю. Я хочу создать новое направление, где мы будем брать помещение других
собственников в управление. Много людей уехали за границу, не хотят
возвращаться и готовы отдать свои помещения в управление. Это и МАФы (киоски),
это и помещения - большие и маленькие, гостиницы, развлекательные центры,
торговые центры. Это сейчас актуально.
В других городах - кроме Киева - ты занимаешься коммерческой
недвижимостью?
- Я изучал Одессу, Харьков. Перед войной готовил
выход за границу - изучил Грузию, Испанию, Италию и Турцию. Война остановила
все, но анализ и выводы у меня остались. Планирую в Одессе купить помещение и
хочу купить за границей. Скорее всего, это будет Испания.
Знаешь, что самое прикольное в Одессе? Там никогда не поймешь, кто
чем занимается. Речь идет об офисных помещениях. Там все встречаются в
ресторанах, поэтому у кого где офисы, кто
знает. И как там люди сдают офисы в аренду - тоже не
понятно, потому что все равно все встречаются в ресторанах.
- Надо сдавать под ресторан. (Смеется) Люди
всегда хотят кушать - это рестораны. Люди всегда хотят лечиться - это аптеки,
клиники. Людям всегда нужно покупать разные моющие средства, средства гигиены -
это "Ева", "Ватсонс". Офисы я вообще не покупал бы и не сдавал. Если уж ты
хочешь офис, надо дорасти до уровня офисного здания. Только так! Вот ты
построил свое офисное здание, где на верхнем этаже твоя компания. Первый этаж -
это коммерческая недвижимость, типа кофеен и так далее. Остальное - офисы под
аренду. Но это отдельное направление, где ты должен "хантить" арендаторов
крупных фирм, затягивать к себе. Ты должен какую-то крупную компанию на 200-300
человек переманивать к себе "плюшками". А просто купить офисное помещение
метров на 100 и пытаться его сдать в аренду - неблагодарный труд.
Ты страхуешь свои помещения?
- До войны страховали. Мы работали очень плотно
с компаниями.
От каких рисков?
- В одно время мы столкнулись с вандализмом
фасадов. Основной риск - это затопление. Мы страхуем коробку. Трещины, прорывы
воды и так далее - если нас затопят сверху или мы кого-то затопим.
Страховка себя оправдывает?
- Да. Но из-за войны арендаторы не хотят
страховать.
Это не вы страхуете, это за счет арендаторов?
- За счет арендаторов. В
нашем договоре обозначено, что после его подписания в течение месяца арендатор
обязан застраховать помещение или договор будет разорван. Но мы сейчас убрали
этот пункт, потому что это дополнительные расходы, которые не каждый готов
нести. Когда все стабилизируется и будет нормально, вернем этот пункт в договор.
Миша, благодарю за встречу!
- Рад был поделиться опытом. Надеюсь, что
информация будет полезной будущим инвесторам.