Александр Щур: Фильм "Буча" - это важный месседж мировому сообществу
В основе фильма "Буча", продюсером которого выступил Александр Щур, лежит реальная история иностранца, спасавшего мирных граждан в Киевской области
В конце февраля 2022 года мир поразило полномасштабное вторжение России на территорию Украины. Однако в конце марта 2022-го, после деоккупации части Киевской области, мир замер от ужаса, увидев зверства, которые совершали российские оккупанты в небольшом городе под Киевом - в Буче.
Буча показала подлинное лицо армии захватчика. Истории о пытках, убийствах, изнасилованиях мирных жителей города облетели мир. Россия представила свою правду о событиях в Буче. Однако правда одна и ее должно знать и помнить мировое сообщество.
О создании художественного фильма "Буча", особенностях съемки, финансирования и перспективах развития украинской киноиндустрии рассказал в интервью изданию "Комментарии.UA" продюсер и автор сценария фильма Александр Щур.
- Александр, расскажите, как возникла идея создать фильм о Буче?
- В прошлом году, после деоккупации Киевской области стали известны подробности событий, происходивших на оккупированных территориях, в Буче и других городах, я услышал много историй спасения. И услышал историю волонтера, вывезшего много людей с оккупированной территории. Меня, как профессионального сценариста, эта история очень поразила и я понял, что этот месседж очень подойдет для фильма, для широкого мирового проката.
Волонтер – это иностранец, гражданин Казахстана. Он получил в Украине убежище и имел казахский паспорт. Это позволило ему проезжать на оккупированную территорию. Россияне относились к нему как к гражданину дружественного им государства.
В этой ситуации я видел мощный месседж всем гражданам за границей – смотрите иностранец, он мог уехать из Украины в первый день войны, не привязанный к этой стране, но он остался и помогал, потому что понимал, когда пришло такое зло, никто не может быть в стороне. И это мощный месседж западному зрителю, что нормальный человек не может быть в стороне, когда случается такое большое зло в современном мире.
– В чем уникальность фильма? В волонтере?
– Не только в нем. Во-первых, это первый художественный фильм на эту тематику. До этого был фильм "Юрик", однако он создавался только для телевидения – это более простое кино. Еще снимается несколько фильмов, но не такого формата.
Фильм "Буча" - это первая большая картина именно художественного формата, которая показывает также, что происходило в Киеве в первый месяц войны.
Сразу объясню, почему именно художественный, а не документальный формат. Главная миссия этого фильма – донести месседж широчайшей западной аудитории. А художественные фильмы вызывают эмоции, оказывают большее влияние на зрителя, чем документальные, а это главное. Обычно аудитория художественного фильма в разы больше документального.
– С какими проблемами вы столкнулись при создании и съемке фильма?
– Проблем было много. В первую очередь – это финансирование. Мы сразу решили не использовать государственные средства, а собирали необходимую сумму своими силами.
Второе – это сама съемка. Съемочный процесс продолжался в марте – апреле 2023 года, когда было много воздушных тревог, в том числе и в Киеве и области. Даже пришлось пойти на некоторые нарушения трудового законодательства – мы не останавливали съемочный процесс во время воздушных тревог. В главной роли у нас был польский актер Цезарий Лукашевич. Несмотря на отсутствие страховки из-за того, что в Украине война, он согласился на участие в проекте, понимая его важность.
Над созданием фильма работала большая команда, которую нужно было координировать. К примеру, были привлечены 120 актеров и около 800 актеров массовых сцен. Мы прорабатывали все сцены, ведь это большой художественный фильм.
Также стоит отметить, что в съемках и нам помогали – и Главное управление разведки, и пограничники, и другие структуры. Например, военная российская техника, присутствующая в кадре, это настоящая российская техника, которая была захвачена. Нам ее дали для съемок совершенно бесплатно, потому что понимали, зачем мы это делаем.
- Работая над созданием фильма, что вас поразило и что вам запомнилось больше всего?
- Прежде всего, очень трудно было писать этот сценарий, потому что изучая эту тему, многое пришлось пропустить через себя.
Очень поразило, как украинцы, особенно в начале войны, объединились, как помогали друг другу, спасали. В этой истории много очень отважных людей, волонтеров, женщин, которые не боялись с голыми руками идти на российских военных, отбивать у них наших граждан. В фильме есть и такие сцены.
Я считаю, что именно благодаря сплоченности людей Украина смогла выстоять, ведь в то время объединилась вся страна. И это, кстати, то, что сейчас нам снова нужно – нужно вспомнить, как мы смогли в начале войны сплотиться и выстоять.
Мне кажется, что эта картина показывает, что когда мы объединимся, мы можем творить чудеса.
- Бюджет фильма формировали на средства донатов, спонсоров и независимых инвесторов. Как быстро удалось собрать необходимую сумму и из каких стран поступило больше средств?
– Большинство средств предоставили частные инвесторы, донатов было значительно меньше. Честно говоря, сбор проходил тяжело – последние средства в бюджет мы собрали буквально на этой неделе.
Помогали частные инвесторы – украинские бизнесмены. Также помогали польские, канадские и американские инвесторы. Однако больше всего в бюджет фильма перечислили именно украинцы.
Что касается сбора средств, то это был сложный процесс. Был период, когда я под свое имя, одалживал большие суммы, чтобы продолжить работу над фильмом. Сейчас уже проще – ведь все видят, какой продукт мы создали. Мы делали небольшие показы фильма – это рабочая версия. Мы показывали ее бизнес-сообществу и многие откликнулись. Некоторые бизнесмены задонатили большие суммы именно на продвижение этого фильма, ведь тоже считают важным, чтобы этот фильм увидели на Западе.
- Рабочие материалы фильма “Буча” были представлены на международных площадках. Какой фидбек вы получили, учитывая, что Россия уже сняла и представила широкой общественности свое видение событий в Буче?
– Еще год назад мы показывали тизер в Берлине. Больше материалов показывали с осени 2023 года. Проект был представлен на Венецианском кинофестивале, в Канаде, на Toronto International Film Festival, в Нью-Йорке, в Колумбийском университете. В закрытом клубе Нью-Йорка мы делали большой ивент. И рабочая версия произвела большое впечатление. Кстати, именно американцы после пересмотра говорили, что это должны видеть особенно американцы, в том числе для продолжения поддержки Украины.
В ближайшее время, в январе, мы планируем показать готовую версию фильма в США. В том числе, договариваемся, чтобы был показ в Конгрессе США.
Финальную версию мы планируем показать на Берлинском кинофестивале в конце февраля, как раз во вторую годовщину полномасштабного вторжения.
– Скажите, пожалуйста, когда планируется показ в Украине?
– Это зависит от переговоров – возможно на годовщину освобождения оккупированных территорий, конец марта – начало апреля. Возможна и отсрочка показа до сентября 2024 года.
- В общем, относительно ситуации в украинской киноиндустрии, какие проблемы вы можете выделить?
– Очень много проблем. Во-первых, у нас индустрия была зависима от государственных средств, которые сейчас не выделяются. Вторая проблема – рынок был частично ориентирован на Россию. Конечно, в ближайшие десятки лет никто не будет сотрудничать с Россией.
Также большая часть киношников либо ушла на фронт, либо эмигрировала, либо стала беженцами. Так что фактически уменьшилось количество специалистов, способных создавать качественный продукт.
Среди проблем также следует выделить недофинансирование и небольшое количество проектов. Сейчас работа возобновляется, но не в том объеме, который был до полномасштабной войны.
– По вашему мнению, что может дать серьезный толчок в развитии украинской киноиндустрии? И когда это развитие возможно?
- В Украине возможно значительное развитие киноиндустрии. На мой взгляд, нам нужно переориентироваться на международный рынок. Возможно, создавать небольшие проекты, которые будут интересны аудитории в Европе и Америке. Ведь в Украине, учитывая ситуацию и количество людей, не удастся собрать достаточно средств для производства нормального продукта.
Поэтому, прежде всего, нужно повышать качество и создавать истории, которые будут интересны европейской и американской аудитории.
Для украинской аудитории также останется ниша, однако сейчас не будет такого большого количества кино и сериалов, как это было раньше.
- Александр, спасибо вам разговор.
- Взаимно.
Беседовала Наталья Кречмаровская