Александр Щур: Фильм "Буча" - это важный месседж мировому сообществу

В основе фильма "Буча", продюсером которого выступил Александр Щур, лежит реальная история иностранца, спасавшего мирных граждан в Киевской области

В конце февраля 2022 года мир поразило полномасштабное вторжение России на территорию Украины. Однако в конце марта 2022-го, после деоккупации части Киевской области, мир замер от ужаса, увидев зверства, которые совершали российские оккупанты в небольшом городе под Киевом - в Буче.

Буча показала подлинное лицо армии захватчика. Истории о пытках, убийствах, изнасилованиях мирных жителей города облетели мир. Россия представила свою правду о событиях в Буче. Однако правда одна и ее должно знать и помнить мировое сообщество.

О создании художественного фильма "Буча", особенностях съемки, финансирования и перспективах развития украинской киноиндустрии рассказал в интервью изданию "Комментарии.UA" продюсер и автор сценария фильма Александр Щур.

- Александр, расскажите, как возникла идея создать фильм о Буче?

- В прошлом году, после деоккупации Киевской области стали известны подробности событий, происходивших на оккупированных территориях, в Буче и других городах, я услышал много историй спасения. И услышал историю волонтера, вывезшего много людей с оккупированной территории. Меня, как профессионального сценариста, эта история очень поразила и я понял, что этот месседж очень подойдет для фильма, для широкого мирового проката.

Волонтер – это иностранец, гражданин Казахстана. Он получил в Украине убежище и имел казахский паспорт. Это позволило ему проезжать на оккупированную территорию. Россияне относились к нему как к гражданину дружественного им государства.

В этой ситуации я видел мощный месседж всем гражданам за границей – смотрите иностранец, он мог уехать из Украины в первый день войны, не привязанный к этой стране, но он остался и помогал, потому что понимал, когда пришло такое зло, никто не может быть в стороне. И это мощный месседж западному зрителю, что нормальный человек не может быть в стороне, когда случается такое большое зло в современном мире.

– В чем уникальность фильма? В волонтере?

– Не только в нем. Во-первых, это первый художественный фильм на эту тематику. До этого был фильм "Юрик", однако он создавался только для телевидения – это более простое кино. Еще снимается несколько фильмов, но не такого формата.

Фильм "Буча" - это первая большая картина именно художественного формата, которая показывает также, что происходило в Киеве в первый месяц войны.

Сразу объясню, почему именно художественный, а не документальный формат. Главная миссия этого фильма – донести месседж широчайшей западной аудитории. А художественные фильмы вызывают эмоции, оказывают большее влияние на зрителя, чем документальные, а это главное. Обычно аудитория художественного фильма в разы больше документального.

– С какими проблемами вы столкнулись при создании и съемке фильма?

– Проблем было много. В первую очередь – это финансирование. Мы сразу решили не использовать государственные средства, а собирали необходимую сумму своими силами.

Второе – это сама съемка. Съемочный процесс продолжался в марте – апреле 2023 года, когда было много воздушных тревог, в том числе и в Киеве и области. Даже пришлось пойти на некоторые нарушения трудового законодательства – мы не останавливали съемочный процесс во время воздушных тревог. В главной роли у нас был польский актер Цезарий Лукашевич. Несмотря на отсутствие страховки из-за того, что в Украине война, он согласился на участие в проекте, понимая его важность.

Над созданием фильма работала большая команда, которую нужно было координировать. К примеру, были привлечены 120 актеров и около 800 актеров массовых сцен. Мы прорабатывали все сцены, ведь это большой художественный фильм.

Также стоит отметить, что в съемках и нам помогали – и Главное управление разведки, и пограничники, и другие структуры. Например, военная российская техника, присутствующая в кадре, это настоящая российская техника, которая была захвачена. Нам ее дали для съемок совершенно бесплатно, потому что понимали, зачем мы это делаем.