О проекте "Кyiv
Smart City" впервые стало известно весной
2015 года, когда киевский городской глава Виталий Кличко подписал
распоряжение о создании рабочей группы по его разработке. Проект презентовали
как креативную разработку
в управлении городом, которая даст возможность эффективно и прозрачно управлять
Киевом - всего планировали запустить около 40 сервисов.
Размах его популяризации был таковым, что осенью 2018
представительство Kyiv Smart City Hub появилось Силиконовой
долине.
Приложение умерло без предупреждения
5 января 2021 года приложение "Кyiv Smart City", которое несколько лет активно пиарили власти,
перестало существовать.
"Боже, спаси наши персональные
данные! И деньги", - заволновались киевляне.
Но появилось новое, с похожим
дизайном, но весьма урезанным функционалом - "Киев цифровой". В нем можно
осуществлять платежи за проезд в городском транспорте, парковку и эвакуацию
автомобилей и узнавать о плановых или аварийно-восстановительных ремонтных
работах в доме, если ввести адрес. Даже таких удобных сервисов, к которым уже
привыкли, как он-лайн запись в детский
садик или жалобы 1551, в нем пока нет. Пользователи Google
Play оценили его на 3. Деньги и поездки, которые были карте "Kyiv Smart Card",
не у всех автоматически появились в новом приложении.
"Утро начинается не с очень
крутых новостей. Да, это правда! Приложение Kyiv Smart City больше не работает.
Для нас это стало такой же неожиданностью, как и для всех киевлян. Мы так же
узнали об этом из новостей, - сообщил в Facebook глава комитета Smart City
общественного совета при Минцифре Юрий Назаров. Перед этим он почти 4 года
отвечал за развитие этого проекта как директор Департамента
информационно-коммуникационных технологий КГГА. - Наша команда не имеет
никакого отношения к разработке и реализации нового приложения "Киев Цифровой",
но мы не смогли не заметить сходство в дизайне и интерфейсе между ними".
- Никто не ставил нашу комиссию
по диджитализации хотя бы в известность, - написал
Максим Нефьодов, депутат
Киевсовета IX созыва от партии Голос, на своей странице в FB. – Депутаты,
как и киевляне, узнали обо всем постфактум. В публичном доступе нет никаких
конкретных документов ни об одном приложение, ни о другом. Kyiv Smart City -
это одновременно и инициатива, и концепция государственно-частного партнерства,
которой город должен способствовать. И сам софт. О Kyiv Digital известно пока
еще меньше - вероятно, это бренд просто [upd. ГИВЦ подал заявку на регистрацию
ТМ]. Разработчиком обоих продуктов, судя по информации из соцсетей, является КП
ГИВЦ.
В целом этот пример демонстрирует
отсутствие целостной стратегии развития ИТ и нормальной коммуникации в городе.
Миллиарды гривен, которые годами выделяются на киевское ИТ, не повлекли
появления удобных, качественных и эффективных сервисов. При этом Киев падает в
рейтинге прозрачности городов от Transparency International.
В Киеве электронные услуги в
других местах хуже, чем, например, в Тернополе и Виннице. В городе до сих пор
не работает нормально электронный билет в общественном транспорте, несмотря на
выброшенные сотни миллионов гривен на оборудование и валидаторы. До сих пор
работает только часть из тысяч камер, которые хаотично установленные по городу,
но так и не объединены в общую систему. И в результате ситуационный центр,
которым постоянно гордятся городские чиновники, - это, фактически, красивые
экраны, демонстрирующие очень мало реальной онлайн-информации.
В ГИВЦ (Главный информационно-вычислительный центр) замену приложений объясняли тем, что первое принадлежит общественной организации, а не городу. "Основная причина замены – Kyiv Smart City принадлежит не городу, а общественной организации, которая к городу Киеву не имеет отношения (код и авторские права на него, логотип, торговая марка), соответственно, город не управляет приложением и не имеет возможности его развивать". А еще обвиняли приложение в технических сбоях - система Е-проезда в течение года давала несколько серьезных глюков; а деньги "гонялись" через одесскую фирму ГЕРЦ, которая с каждого платежа зарабатывала определенный процент.
- За первый месяц работы "Киев цифровой" скачали более 200 тысяч пользователей. Более 17 тысяч машин зарегистрировано в настоящее время в приложении, что придает их владельцам возможность платить штрафы онлайн, - бодро отчитывался на брифинге 17 февраля заместитель директора КП ГИВЦ Евгений Коробенко. Он также анонсировал, что в ближайшее время в приложении внедрят интерактивную карту мест для парковки и будут показывать расписание общественного транспорта. Кроме того, планируется, что в приложении можно будет голосовать за проекты Общественного бюджета Киева.
Немного, учитывая то, что по подсчетам Назарова мобильным приложением Kyiv Smart City в 2020 году успели воспользоваться 5 миллионов жителей столицы.
Днями Петр
Оленич, председатель Научно-технического совета Департамента
информационно-коммуникационных технологий КГГА, анонсировал, что в новом
сервисе можно будет "оплатить услуги детского сада, зарегистрироваться в садики
и школы".
- Работаем
над удобной интеграцией с сервисом "Дія" по обмену документами: правами,
техническими паспортами на автомобиль, - заявил чиновник.
Опять
повторение пройденного, он-лайн запись в детский садик работала с марта 2017 года. В сервисе было зарегистрировано
почти 94 тысячи детей, для 26 265 малышей нашлись места в детских дошкольных
учреждениях.
Цифровой бюджет на распил: скандалы
Понять сколько город потратил на
свою цифровизацию невозможно. Но можно найти скандальные цифры "распилов" этих
денег.
В августе 2019 Департамент
внутреннего финансового контроля КГГА опубликовал заключение по итогам аудита
внедрения комплексной целевой программы "Электронная столица" в 2015-2017
годах. "Из 703 млн. грн., выделенных из городского бюджета, почти треть (254
млн. грн.) потратили неэффективно. Из них 48 млн. грн. отмечены как прямые
потери, остальное приходится на рискованные операции, переплаты и т.д.". Три
главных исполнителей программы – "Киевтелесервис", "ГИВЦ", "Информатика"
получили как минимум 10 крупных замечаний от аудиторов.
"Главный
информационно-вычислительный центр" получил на выполнение своей части программы
106,7 млн. грн. и 71,3 млн. грн., больше половины, потратил неэффективно.
Предприятие неправильно оформило авторские права на программы продукты и
потратило деньги на проект, аналог которого есть у Министерства охраны
здоровья.
Это, наверное, про возможность
он-лайн записи к врачу. Минздрав имеет свой сервис – "Медкард 24". Есть еще несколько коммерческих "HELSI.me" и "Doc.ua"
Как
сообщал сайт "Антикор", тогдашний секретарь комиссии Киевсовета
по вопросам соблюдения законности, правопорядка и противодействия
коррупции Андрей Осадчук заявлял, что только на установку систем
видеонаблюдения в общеобразовательных и дошкольных учебных заведениях
столицы потрачено полмиллиарда гривен. По его словам, "использованы эти деньги
крайне неэффективно".
В 2017 году КП "Информатика"
попыталось установить на бульваре Шевченко 107 видеокамер. Поскольку длина бульвара всего 1.8 километра, в столичной
полиции выразили недоумение по поводу планируемой закупки и
посоветовали Киевсовету быть более адекватными в своих прожектах.
Осенью 2019 СБУ даже открыла
уголовное дело. В 2018 году город в рамках создания комплекса управления и
контроля сетями наружного освещения заказал у ООО "Хидден Энерджи Юэй" пилотный
проект, заплатив 49.7 млн. грв., но не дождался результатов. В Службе
безопасности Украины утверждают, что не могут понять, куда пошли эти деньги.
Предполагалось, что система,
которую предлагала компания, является уникальной, поскольку позволяет управлять
в ручном режиме каждым отдельным светильником. Для управления единичным светильником
на него нужно было установить дополнительное
оборудование с программным обеспечением. Но как показало следствие - управлять лампами,
имеющимися на балансе КП "Киевгорсвет", с использованием купленного
оборудования - невозможно.
Даже новенькие камеры для скрининга температуры в метро, уже успели побывать объектом коррупционного скандала. Активисты "Dozorro" (это те, кто контролирует тендера в системе "Prozorro") в апреле прошлого выявили, что КП "Информатика" объявило о закупке 400 камер функцией термоскринингу почти за 65млн. гривен. Закупку провели в обход тендера, по переговорной процедуре. Поставщиком выбрали фирму "Интевро", которая в течение года выиграла девять лотов от коммунальных предприятий города. Госаудитслужба тоже выявила нарушения в этой покупке. В стенах Киевсовета поговаривали, что именно этот тендер стал последней каплей для увольнения Юрия Назарова с поста директора Департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА. В декабре КП "Информатика" все-таки закупило камеры: на этот раз через три тендера, а камеры покупали разных видов: тепловые, с функцией распознавания лиц и обычные. На них планировали потратить примерно 27млн.грв., но с помощью дополнительных соглашений КП "Информатика" уменьшило объемы закупок и соответственно стоимость - до 17,2 миллиона гривен.
"В этом году на станциях метро
установят 305 камер видеонаблюдения. Новые камеры имеют интеллектуальный
функционал: 140 обзорных камер, 90 - с функцией распознавания лиц, 75 камер с
функциями распознавания лиц и термального скрининга. Дополнительные камеры
появятся на переходных, концевых и наиболее загруженных станциях", - гордо
отрапортовало КГГА.
Е-билет: просто электронный, а не единый
Идея электронного билета носилась в воздухе Киева
еще с начала 2010. Метрополитен запустил карточки с возможность их пополнения
еще в 2008 году. Помните те синенькие?
Летом 2015 года
депутат Киевсовета Александр
Пабат сообщил, что чиновники провалили проект
"Электронный билет": "Через два года после подписания договора с ООО
"Альфа пэй-терминал" относительно создания в столице системы "Электронного
билета" городские власти решили расторгнуть договор, поскольку у чиновников
появились сомнения в реализации проекта", - написал депутат на своей странице в
FB. "Проекту, стоимостью 120 млн.грн. подыщут нового
инвестора, а следовательно, воплощение многострадального "Электронного билета"
в жизнь - откладывается на неопределенный срок".
В декабре 2019 года, перед
разрекламированным запуском е-билета киевский урбанист Виталий Селик решил
провести анализ и подсчитать, сколько уже было потрачено на реализацию проекта.
В рамках соответствующего анализа он внимательно изучил все тендеры на
внедрение е-билета в городе Киеве. Ссылкой, на соответствующую таблицу в Google
Drive со всеми тендерами, он поделился на своей страничке в Facebook.
- 800 млн. грн. Это за 2,5 года.
Из проведенного анализа также можно узнать, что почти половина из этой суммы
(365 млн.) ушла на закупку 1500 комплектов валидаторов (для 1500 единиц
общественного транспорта), еще 100 млн. — на системы управления и контроля,
печатное и графическое оборудование и оборудование для автоматизации офиса и обработки
информации".
Весной 2020 года Юрий Назаров,
бывший тогда директором Департамента информационно-коммуникационных технологий,
называл другую цифру.
- Внедрение электронного билета
стоило столице около 504 млн. грн. Поставщиков техники и услуг выбрали в рамках
тендера через систему публичных электронных закупок Prozorro. Затраты на 1
единицу транспортного средства в Киеве составляют 206 тыс. грн. Эта сумма
меньше по сравнению с аналогичными проектами в других городах Украины, -
сообщил Назаров. За год власти адаптировали к новой системе 100% сети
коммунального транспорта: 1326 единиц наземного транспорта и 359 турникетов в
метро.
Система е-билета до сих пор
полностью не заработала, дату ее запуска перенесли на лето 2021. И это может
оказаться не окончательным сроком из-за несогласия маршруточников за свой счет
покупать валидаторы. Летом прошлого года они в очередной раз заявили Виталию
Кличку или пусть город оборудует машины приборами за свой счет, или "мы резко
поднимем цены".
А один из крупных столичных
автоперевозчиков "Авен-Езер", который по данным сервиса e-way обслуживает 25
маршрутов, осенью 2020 года объявил о запуске бесконтактной оплаты на основе
системы "ПИК" (Mastercard и "Укргазбанк") в
своих маршрутках.
А ведь основной фишкой
Е-билета называлась возможность рассчитываться во всем городском транспорте,
вне зависимости от формы собственности.
С окончательным введением
е-билета городская власть грозилась уволить всех кондукторов и полностью
отказать от расчетов наличкой. Весной призывали "пользоваться електронным QR-билетом, чтобы не прикасаться
к "грязным" деньгам".
Но "Киевпастранс" до сих пор не
убрал кондукторов из салонов наземного транспорта, но даже минимальная "белая"
зарплата сотен, если не тысячи кондукторов, удорожает стоимость перевозок.
Деньги наши, права ваши
Ольга Балицкая, депутат Киевсовета VIII созыва
Но вот что действительно интересно — хотя приложение разрабатывалось на средства киевлян, сама эта "официальная" фейсбук-страница проекта киевлянам явно не принадлежит, как не принадлежит и название проекта, и его логотип, и логотипы Kyiv Smart Card и Smart City Card. Они зарегистрированы в 2018—2019 годах на общественную организацию "Смарт Сити Хаб". И этот факт полностью меняет картину событий.
Блог "Мнения", журнал "НВ", 18
января 2021
Бюджет маленький
Юрий Назаров, Председатель комитета Smart City общественного совета при Министерстве цифровой трансформации
Между тем европейские города ежегодно тратят на местные инициативы Smart city около 10-15% своего бюджета. В Киеве этот показатель еще до недавнего времени составлял около 3%. В недавно утвержденном Верховной Радой бюджете Украины на 2021 расходы на цифровизацию достигают почти 1.800.000.000 грн или 0,1% от общей суммы расходов бюджета всей страны.
Блог "Мнения", журнал "НВ", 11
января 2021
Все в цифру
Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра "Институт города"
От цифровизации никуда нам не деться. Развитие Смарт сити - это в первую очередь перевод всех реестров в цифровой вид и появление цифровых приложений во всех отраслях жизни.
Цифровизацией можно заниматься бесконечно, подобная программа не может иметь четко прописанного срока окончания, это же не мост. В умном городе, не люблю я слово смарт, могут появляются все новые и новые сервисы. Поэтому невозможно оценить и финансовые затраты, подобный проект еще лет 5-7 будет нуждаться в финансовых вливаниях.