Как попасть на Украинскую неделю моды: соучредитель UFW Ирина Данилевская о мире фешн-индустрии изнутри
Соучредительница и глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week рассказала, как дизайнерам-новичкам можно заявить о себе
– София. Привет, меня зовут Соня. Мы находимся в Художественном арсенале – очень символическом месте для одного большого проекта. С нами Ирина Данилевская, соучредительница и глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week (UFW). Ирина, спасибо, что вы сегодня с нами.
– Ирина. Спасибо за приглашение, хочу сказать, что действительно, Художественный арсенал для нас место символическое, более 10 лет – это штаб-квартира UFW, это наш дом дважды в год – в феврале и в сентябре.
– София. Для многих украинцев мода ассоциируется с этим масштабным шоу. Скажите, с чем у вас ассоциируется слово "мода"?
– Ирина. Мода для меня – это моя жизнь, возможно, это звучит не оригинально, но, понимая, что я, команда и мой муж, генеральный продюсер, который, Слава Богу, не менялся, мы работаем с украинскими дизайнерами, делаем много проектов, мы давно перестали быть событием, мы скорее работаем как институт. Мы об этом поговорим немного позже, единственное, что я точно могу сказать, что я ни разу, дня и минуты не пожалела, что я посвятила моде и украинскому фэшну свою жизнь.
– София. Как возникла идея провести такое событие в Украине? Насколько мы знаем, есть такое мнение, что идея возникла в 1997 году на вашем Дне рождения, это действительно так было?
– Ирина. Это больше такая история для популярных изданий, на самом деле эта идея зародилась гораздо раньше, на несколько лет. Я и мой муж издавали журнал, мы были издателями, я была главным редактором первого глянцевого журнала в Украине Ева, это журнал для женщин и прогрессивных женщин, мы много писали о женщинах в бизнесе. Это был момент, о котором мы с вами знаем – перерастание количества в качество, среди женщин в бизнесе было много людей, связанных с модой: это были модельеры, дизайнеры, владелицы ателье, владелицы модельных агентств и так далее. Я много с ними общалась, влюблялась в них больше и больше и в какой-то момент для продвижения своего журнала мы выбрали формат – встречи с нашими читателями в городах-миллионниках. Мы повсюду начинали встречи с шоу украинских дизайнеров, мы знали, что у нас это хорошо получается, но как главный редактор издания, которых тогда у Украины было совсем мало, я была приглашена на неделе моды в Париже и в Милане, и я увидела, как это происходит там, потом я приезжала в Украину, меня приглашали на очередной конкурс, и я видела, как происходит здесь, и понимала, что я так не хочу. Я не хочу формата фестиваля. Я с уважением относилась к международным конкурсам, они были на высоком уровне, но это тоже не было правильным путем, чтобы вывести дизайнеров на работу в фешен-индустрии как в бизнесе.
– София. Вы взяли высокую ступень – сразу сделать качественный европейский образец.
– Ирина. По европейскому образцу, и я прекрасно знала, что дизайнерам Украины нужно добавить немногое: ощущение стабильности, что это будет всегда, и системность, которую давали тогда мне знание построения фэшн-бизнеса в мире. Я пришла с этим предложением к украинским дизайнерам и сказала, что я обещаю вам, что мы будем с вами всегда, я не передумаю, не оставлю это дело, пожалуйста, будьте с нами.
– София. 200-е годы, первые ряды – это суперзвезды шоу-бизнеса, это люди, которые всегда на виду, люди из телевизора, как их называли. Как вам удалось вывести на первые ряды дизайнеров и моделей?
– Ирина. Можно покупать или не покупать вещи украинских дизайнеров, но знать, что эти дизайнеры в Украине и, мне кажется, обязательно ими гордиться, это было необходимо. Какую первую цель поставила перед собой Украинская неделя моды? Это и была цель – сделать из украинских дизайнеров звезд. Мы договаривались об интервью, о съемках, обложках, приглашениях на различные торжественные события, связанные с искусством и не только искусством, договаривались о том, что украинские дизайнеры благодаря своему образованию, своему интересному пониманию происходящего мировоззрению интересному, являются, безусловно, ценными персонами для того, чтобы отвечать на разные вопросы, в том числе на вопросы по поводу экономики, политики. Так немного дазайнеры стали любимцами журналистов: их "ловили", выхватывали в толпе или звонили по комментариям по тому или иному вопросу, и за несколько лет очень многие украинские дизайнеры (более 10) стали довольно популярными.
– София. Мода – это возможность сказать о себе без слов. Когда Украину услышали, был ли такой год, фурор на рынке Европы?
– Ирина. Я не думаю, что вправе определять год, хотя формально в 2008 году купили большое пространство на одной из влиятельных парижских выставок и пригласили семь украинских дизайнеров выступить одним стендом, то есть выступить не просто интересным брендом, а явлением. Но каждый шаг, сделанный дизайнерами, каждый бренд, торговая марка, каждый сезон, когда на событие UFW мы приглашали международных журналистов, приезжали фотографы, редакторы и известные стилисты, личности, которые строили индустрию в других странах – от Токио до США. Таким образом, мир начинал говорить об украинской моде и украинских дизайнерах.
– София. В 2012 году, когда в Украине проходил Евро-2012, вы пригласили 16 мировых дизайнеров. Это мнение было для того, чтобы показать Украину не только со спортивной стороны, но и с модной?
– Ирина. Это поддержка мирового интереса, мирового внимания к Украине. Симпатичная постройка этого события она сделана по аналогии с футболом, но нам удалось очень быстро убедить дизайнеров, нам помогали посольства этих стран, чтобы все приехали и приняли участие в этом событии. Это было 15 стран, 16 была Украина, ее представляла Каравай. Мы построили каждое шоу как товарищеский матч, как встречу дизайнеров двух разных стран, и одно шоу – это было две страны. Украина заканчивала двухдневный марафон с Испанией, это было очень красиво. Мне было очень приятно, когда испанская дизайнер, в то время одна из самых авторитетных, тогда мне сказала: "Вы знаете, я вам очень благодарна за это шоу и я могу честно сказать, что из всех моих зарубежных шоу, которые были на протяжении многих-многих лет, это шоу было самое лучшее".
– София. Этот проект, это фэшн-шоу возле себя, собирает очень много людей. Если берем сезонный показ, сколько людей в этом задействовано? Это сотни людей?
– Ирина. Это несколько сотен человек.
– София. Какое максимальное количество дизайнеров может принять участие в показе? Есть максимум?
– Ирина. Я помню, у нас была неделя, когда 80 брендов участвовало в Неделе моды, но это скорее исключение, потому что мы никогда не стремимся к большому количеству, никогда его не хотим, для нас важно, чтобы каждый показ дизайнера, инсталляция, перформанс, все имеющиеся форматы были событием.
– София. Если у человека есть талант, он хочет стать дизайнером? Обязательно ли ей учиться в вузе или заканчивать определенные курсы, которых очень много? Этого будет достаточно?
– Ирина. Еще пару лет назад я бы вам сказала учиться обязательно в учебных заведениях, которые дают мировоззрение, понимание профессии, истории глубины профессии, в которую ты приходишь. Сегодня я была бы более лояльной, демократической и сказала бы, чтобы можно обратить внимание на прекрасные частные инициативы, которые есть во Львове, Харькове, Киеве. Они позволяют, даже не имея базового образования дизайнера, конструктора получить хороший уровень понимания профессии.
– София. А как попасть на Украинскую неделю моды? Если человек выучился и хочет попасть на шоу. Что для этого нужно сделать?
– Ирина. Поверьте, далеко не все мечтают быть на Украинской неделе моды, не все там должны быть. Львиную долю времени мы работаем как институция, мы занимаемся поддержкой молодежи, проектами кросс-секторальными, которые объединяют фэшн и другие креативные индустрии, занимаемся международной политикой, потому что сами инициируем проекты за рубежом и сами принимаем международные проекты, мы занимаемся министерством моды. есть и профессиональные проекты, объекты нашего особого внимания. Не стоит забывать, что, объявив когда-то, что мы хотим заниматься и хотим строить фэшн-индустрию в Украине, мы продумали шаги для этого и одним из таких шагов было создание конкурса "Взгляд на будущее", всеукраинского конкурса. Мы основали его в 2000 году. Это конкурс, через который пришло 70% всех известных сегодня украинских дизайнеров и украинских брендов, поэтому мой первый совет – обратить внимание на конкурсы, возможно, на "Взгляд на будущее", возможно, на другие конкурсы, которые проводятся в Украине или за рубежом . Дело не в победе, конкурс дает человеку, который хочет работать в этой профессии, почувствовать контест, в котором он будет жить и работать. Я не знаю, как другие конкурсы, но наш конкурс "Взгляд на будущее" бесплатный. В начале твоя инвестиция – это лист белой бумаги и цветные карандаши. Ты это фотографируешь, отправляешь нам и если ты дальше идешь по этапам конкурса, то в финале должен быть готов к тому, что тебе придется сделать 5 единиц коллекции, все помогают всегда: матери, бабушки, друзья, звезды, с которыми ты успел познакомиться и сделать для кого-то образ (для какого-то клипа или выхода). Эти 5 единиц становятся твоей первой встречей с большой аудиторией онлайн и офлайн, встречей с медиа, инвесторами и потенциальными работодателями.
– София. Это действительно, человек может почувствовать себя там, где он мечтает быть, и понять, достаточно ли у него сил, это же большой труд.
– Ирина. Да, и потом отказаться от этой идеи. Ты можешь попробовать принять участие в платформе "Новые имена" – это отдельное шоу, которое проходит с 2003 года, это довольно символично, но по-настоящему есть. Там небольшой вклад, небольшая коллекция, которую нужно сделать до 12 единиц, там есть оплата работы моделей. Если ты удачно показал себя на "Новых именах" и ты еще не потерял вкус к работе в фэшн-индустрии, то можешь написать нам в комитет, что ты хочешь принять участие в следующем этапе, который называется "Фреш-фэшн", тогда мы говорим "пожалуйста", подиум UFW или подиумы любого другого модного шоу для вас открыты.
– София. А сколько заявок на участие в фэшн-шоу может поступить?
– Ирина. Мы с Александрой Кокуриной, главой Департамента по работе с дизайнерами, пытаемся 5-6 брендов показать на платформе New names и до 8 брендов на платформе "Фреш-фэшн", иногда выходит больше, а заявок на 5 мест в "Новых именах" может быть 25 штук. У "Фреш-фэшн" конкуренция меньше, потому что дизайнеры понимают, что впереди и более осторожно относятся к желаниям публичного выступления.
– София. Вы сказали, что политика часто близка моде, они часто пересекаются, скажите, когда в Украине политика становилась на препятствии для возможностей полностью показать свой потенциал?
– Ирина. Я не помню, чтобы я говорила, что политика пересекается с модой, скорее мне принадлежит другая фраза, которую я бы очень хотела оставить за собой: "Мода аполитичная, но не асоциальная". К 2014 году это было супер актуально, сейчас мой этот месседж немного потерял актуальность, потому что в любом случае война, продолжающаяся на Востоке, правильно понимаемая дизайнерами и многие дизайнеры отказались от продаж в России, некоторые отказались от интервью или публикаций. в российских медиа, никто не участвует в профессиональных событиях, полярных с модой, происходящих в России, и все же политика затрагивает безусловно. Самое важное говорить о социальном влиянии и социальной ответственности моды. Мода – это такая отрасль и сфера культуры, которая очень быстро реагирует на социальные вызовы, на происходящее с экологией, людьми, на моменты об равных возможностях от религиозных до ЛГБТ-сообществ, то здесь мода всегда очень актуальна и мода является социальной трибуной для того, чтобы говорить о социальных вопросах. Наши дизайнеры умеют поддержать страну, живущих здесь людей, умеют поддержать нас в наших эмоциях и помогают пережить другие эмоции. Я всегда привожу пример, как в марте 2014 года, тогда мы проводили Недели моды в марте, а не в феврале, на подиуме UFW здесь, в Арсенале, не было ни одной коллекции в стиле милитари или ни одной депрессивной коллекции. Дизайнеры взяли на себя эту ответственность, они поддержали эмоции украинцев цветами, национальными цветами. Я помню жилеты Лилии Пустовит, которые были похожи на бронежилеты по своей конструкции и которые были одеты на романтические женские платья. Дизайнеры не дали нам с вами спуститься в депрессивное состояние. Это было очень круто.
– София. Да, мы это помним, потому что это поддержка народа, и мы живем в абсолютно информационном пространстве. Сейчас много аутентичных моментов прослеживается в коллекциях, хотела спросить, поддерживается ли каждый год этот тренд, насколько прослеживается украинское?
– Ирина. Этнический тренд становится общепопулярным, это не всегда украинский или славянский тренд, это может быть и африканский, и восточный, и так далее. Этническая тема почти всегда в сезонных трендах присутствует, но не каждая страна в мире может гордиться тем, что это ее национальные достояния, народные мотивы, техники, которые наш народ придумал это 200-300 лет назад, не каждая страна может гордиться тем, что дизайнеры постоянно это используют, то есть не дают этому "умереть", они постоянно это осовременивают, это дает шанс продлить этому жизнь. Я так говорю, потому что есть страны, которые потеряли свои народные ремесла, например, Нидерланды. Много лет назад была создана 15-летняя программа восстановления, когда они поняли, что эти прекрасные деревянные башмачки производятся в других странах Азии, то было на государственном уровне принято решение восстановить это. У нас все еще есть, мы это держим в своих руках, и иглу с нитью, бисер, изделия из дерева, даже пуговицы. Я считаю, что это уникальность, феномен украинской моды, то, что наши дизайнеры такие молодцы.
– София. В каждой стране первые леди являются эталоном стиля, элегантности, они всегда видны, из них берут пример и там есть стандарты, как должна выглядеть первая леди. Если взглянуть на независимую Украину, которая из первой леди была наиболее близка к украинскому дизайнеру, которая одевала украинское и достойно это несла?
– Ирина. Во-первых, первые леди – не всегда эталоны стиля, и они совершенно вправе следить за трендами, быть модными, носить удобную и комфортную одежду и так далее. Каков бы ни был стиль первой леди и что бы ни советовали ее дизайнеры или стилисты, есть протокол. На каждый случай международного появления перед камерами, людьми всегда есть протокол. Этим занимаются не стилисты, а протокольная служба интернациональных дел. И точно не каждая первая леди готова поддерживать своих дизайнеров, потому что в некоторых странах нет такой развитой моды, как у нас и такого количества талантливых дизайнеров, на работы которых ты можешь положиться. Наши первые леди могут выбирать лучших из лучших и сотрудничать с ними.
Использовали ли они эту возможность? Три первых леди так, начиная с Екатерины Ющенко, которая не просто заказала инаугурационную одежду у украинских дизайнеров, но и сделала эту историю публичной: у кого она одевалась, кто это сшил и на какое событие. Она была очень открыта и очень красиво представляла одежду украинских дизайнеров. Госпожа Порошенко тоже красиво представляла одежду украинских дизайнеров, пыталась чаще быть на событиях в одежде украинских дизайнеров, не ставя своей целью. Марина очень красиво, даже шире и глубже представляла украинских дизайнеров. Говоря о госпоже Елене Зеленской, хочу сказать, что, во-первых, она всегда сотрудничает с украинскими дизайнерами, во-вторых, это не было поставлено как цель, не было официально об этом сказано, но я вижу стремление носить одежду украинских дизайнеров на всех событиях разного уровня торжества, разного уровня суровости, соблюдения дрескода и так далее, Елена все равно носит одежду украинских дизайнеров. Мне на 90% нравится, как она у них выглядит, а это значит, что не только хорошо работают стилисты, но и у нее хороший вкус, она понимает, что она одевает, что ей подходит. И последнее, что я хотела сказать, это то, что первая первая леди, которая начала публично говорить о влиянии украинской моды на репутацию Украины и о том, что украинские дизайнеры делают эту репутацию положительной. Каждый всегда должен помнить, что, получая высокую должность, и я не только о первой леди, я сейчас с удовольствием обо всей Верховной Раде могу поговорить и о Кабинете министров, если вы стремились к этой должности, вы шли к ней, то вы имеете избавиться от иллюзий, что принадлежите сами себе.
– София. Скажите, насколько государство, если мы говорим об Украине, поддерживает развитие фэшн-индустрии, потому что в Европе есть такая практика, что если дизайнер едет со своей коллекцией на зарубежный показ, ему компенсируют до 50% расходов, у нас этого нет. Насколько у нас государство способствует и поддерживает фэшн-индустрию?
– Ирина. Это сложная тема, возможно, для следующего интервью. Во многих странах, где фэшн-индустрия влиятельна, или где страна видит этот потенциал, или где страна хочет, чтобы фэшн-индустрия была влиятельной, там есть государственная поддержка, например во Франции, Великобритании, Италии, Венгрии. Есть страны, покупающие одежду своих дизайнеров, стимулируя экспорт, они покупают целые стенды на международных выставках для того, чтобы стимулировать экспорт. Те льготы, которые мы получаем или отвоевываем, – это льготы для любых предпринимателей, благодаря созданию несколько лет назад Украинского культурного фонда у всей украинской культуры, и у моды в том числе возникла возможность получить государственную поддержку, грантовую поддержку, которую оказывает культурный фонд. Мы боролись, мы были услышаны и за предыдущие 2 года возникло больше возможностей благодаря тому, как были сформулированы лоты. Та программа лотов, выставленная Украинским культурным фондом, равных возможностей для фэшн-индустрии не предусматривает, поэтому следующий год будет для нас тяжеловатым. Но мы работаем, и в том числе с международными грантами, и наш be sustainable fashion summit, который проводился в 2019-2020-х годах, поддерживался – мы получили грант от американского посольства, а именно грант для поддержки малых культурных событий и блестяще провели событие, прекрасно отчиталось.
– София. Мода и фэнш-индустрия очень часто реагируют на проблемы, не только внутри страны, но и на мировые проблемы. Сейчас мы говорим о засорении планеты, есть масмаркет, некачественные вещи (их огромное количество), они создают беду нашей экологии. Насколько украинская современная мода стала экологичной и даже экологически сознательной?
– Ирина. Я вам очень благодарна за слово "сознательная", давайте оставим это слово, оно более правильное, еще иногда этот термин sustainable fashion переводится как "устойчивая мода". Я люблю слово "сознательная", "сознательная мода", "потребление", "производство", мне этот термин тоже нравится, я думаю, он соответствует самому содержанию того, о чем мы с вами говорим. Скажу две вещи, первое – мы начали говорить и беспокоиться этим еще до того, как родился термин sustainable fashion. Уже тогда Яся Хоменко, Ксения Шнайдер, Яна Червинская – молодые дизайнеры – работали с вещами, которые уже были в употреблении, или обновляли или придавали вторую жизнь твоим старым вещам, мы это поддерживали, у нас были целые корнеры. Где-то, может быть, 5 лет назад на Украинской неделе моды появилась постоянная платформа, занимавшаяся сознательной модой. Мы делали платформы с наклоном в фэшн-тек, по поводу переработки, Пашко выставляла свои машинки и каждый, кто приходил на Неделю моды, мог оставить одежду и через пару дней получить сумку из джинсов. Потом это все набирало обороты и мы создали платформу, которая называлась be sustainable. С приходом в нашу команду Дарьи Марусик – один из активистов в Украине, она была представителем международного движения, все стало более системно, четко, масштабно. И последнее, что я должен сказать обязательно это то, что если еще 5, 4, 3 года назад мы говорили, что это такой путь, им нужно идти, где экономить остатки тканей, то сейчас во время пандемии это прозвучало более громко. и более влиятельно. В фэшн-индустрии вообще нет будущего, если каждый из нас не будет озаботиться вопросами этичности, постоянства и сознания.
– София. Скажите, пожалуйста, какой вы видите украинскую фэшн-индустрию через 10 лет, какой вы хотели бы ее видеть?
– Ирина. Это хороший вопрос. На самом деле я могу очень долго об этом рассказывать, где я вижу и что я вижу, с какой финансовой поддержкой, с какой стороны, но скажу две понятные вещи: я вижу ее очень инновационной, потому что я с огромным уважением отношусь как к творческому, так и в научное будущее нашей страны, я считаю, что у нас живут самые гениальные и талантливые люди. Когда мы объединимся, это будет взрыв, и благодаря нашим биологам, химикам, сварщикам мы "родим" интересные и новейшие технологии в области фэшн, весь мир этим сейчас занимается. Мы во многих случаях можем немного опоздать, но мы догоним и сможем перегнать, я в этот праздник верю. Я думаю, что будущее нашей индустрии в использовании ручного труда, наших национальных техник, традиций, потому что, чем больше люди будут тянуться и использовать инновации, тем больше им захочется оставаться людьми. Чем чаще они будут летать на Марс, тем больше они будут ценить свитер, сплетенный бабушкой.
– София. Спасибо, пани Ирина. Напоследок у нас будет небольшой блиц для того, чтобы зрители узнали, кто такая Ирина Данилевская. Например, какой ваш любимый завтрак?
– Ирина. Яйца с сосисками, помидорами, луком, грибами, такова мешанка.
– София. Любимое место в Киеве?
– Ирина. На самом деле их несколько, поскольку я выросла напротив Владимирской горки, то, наверное, Владимирская горка и Пейзажная аллея.
– София. Любимая марка авто?
– Ирина. Я не очень разбираюсь в авто, но я точно знаю, что та машина, на которой меня возят сейчас (это Mazda), мне кажется, что я люблю Toyota, хотя это извне, и я люблю BMW, потому что мы были десяток лет партнерами по Украинской неделе моды.
– София. Любимый вид отдыха?
– Ирина. Можно я не стану об этом рассказывать? Я люблю лежать читать. Я сегодня иду в теарт, это засчитывается? Я просто очень много общаюсь, встречаюсь с людьми и для меня счастья в выходной день побыть дома, когда есть внуки, три собаки, поднос с порезанными яблоками, хорошая книга, это такое наслаждение, вы себе не представляете.
– София. И любимая книга?
– Ирина. Вы знаете, я раньше называла разные книги, очень мудрые, правильные книги глубоких авторов, но в последнее время я поняла, что книга "Полианна" – это детская книга, повесть о девочке, которая во всем находила хорошее и благодаря этому таланту сделала счастливыми людей в целом городке, где она жила. И меня также научила понимать, что, чтобы не происходило, это всегда имеет свою положительную сторону и смысл. Я очень часто рассказываю небольшой кусочек, я думаю, что это заинтересует тех, кто не читал книгу "Полианна". Она, уже живя с папой, получает от благотворительной организации подарок на Рождество, распаковывает его, а там костыли. Девочка начинает плакать, потому что она хотела куклу, заказывала куклу, а папа говорит:
– Почему ты плачешь? Ты должна быть счастлива.
– Да в чем здесь счастье?
– Да в том, что они тебе не нужны.
– София . Я думаю, если бы каждый научился видеть хорошее, мы точно стали бы более счастливой нацией.
– Ирина. Видеть, верить и делать. Потому что на самом деле для того, чтобы совершать хорошие поступки, много не нужно, это очень легко и просто, иногда даже денег не нужно.
– София. Я вам очень спасибо за это интервью, мы ближе познакомились с вами, ближе услышали о настоящем и прошлом UFW, спасибо вам за вашу миссию, к этому прикованы тысячи, десятки, сотни тысяч взглядов. Вы – действительно настоящий пример бизнес-леди и человека, который сделал многое для этой страны.
– Ирина. Спасибо.