Мазурчак: Замёрзнуть или обанкротиться — выбор украинцев на отопительный сезон от правительства Шмыгаля

Отопительный сезон приближается очень быстро. И вместе с ним — страх людей, что зима будет самой тяжелой за все годы независимости. Ведь стоимость газа, который из-за действий правительства мы будем покупать по европейской цене, неподъемная для украинской кошелька. О том, как буквально выжить громадам, какие практические шаги могут спасти украинцев в отопительный сезон от банкротства и холода мы поговорили с сопредседателем партии "Наш край", почетным президентом ассоциации энергоэффективных городов Украины Александром Мазурчаком.

ТАРИФ С ДВОЙНЫМ ДНОМ


До отопительного сезона осталось несколько недель. Украинцев пугает абсолютная неопределенность цены на газ. И вот НАК "Нафтогаз", и правительство этим довольно часто хвастается, выставил фиксированный тариф на отопительный сезон на уровне 7,95 грн./куб. м. Это, согласитесь, очень выгодное предложение.


Выгодное до тех пор, пока вам не известны детали. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил о том, что "Нафтогаз" фиксирует стоимость газа уровне 7,95 грн./куб м. Такой себе тарифный план "Комфортный сезон". И для населения эта стоимость будет до 1 мая неизменной.

Но эта стоимость не окончательная. Здесь сразу заложено две ложности. Первая: сюда не включена стоимость распределения и доставки. А вторая — объем газа, который "Нафтогаз" будет предоставлять громадам по этому тарифу.

Схема расчета, о которой молчит правительство, следующая. Например. Берем ОСМД. У них есть своя котельная. Для получения "Комфортного сезона" они должны заключить договор трехсторонний с банком и с дочерней фирмой Нафтогаза (Нафтогаз Трейдинг). Банк выступает гарантом выплаты средств за потребленный газ.

Открывается в банке счет, на который приходит все, что платит население за отопление и за газ. Далее автоматически банком должно списаться и быть передано Нафтогаз Трейдингу. Но. Что очень интересно. Первое: 50% от того, что вы в следующем месяце будете использовать, вы должны оплатить вперед. Из каких средств — непонятно.

Второе: вы должны заявить, сколько вы хотите взять газа. Но не получится просто назвать необходимый объем. Потому что "Нафтогаз" посмотрит на предыдущие три года вашего потребления газа в холодный сезон, выведет средневзвешенную цифру и сделает ее вашим "верхним лимитом". Например, вы в декабре прошлых лет потребляли плюс минус 19 000 кубометров газа. На этот год они вам дают 19000 лимита.


А если надо больше? Или превышен лимит?


Вот здесь мы пришли к самому интересному. Если вам нужно больше, или если вы, из-за более суровых погодных условий, потратили газа сверх лимита, то весь избыток вам будет выставлен не просто по рыночной цене. А по цене газа на европейском рынке. То есть — более 20 гривен за кубометр.

Мы все видим, как прогноз погоды может меняться несколько раз в течение одного дня. Как громады могут предсказать, будет теплая, или, наоборот, холодная зима? И если они, например, в прошлые сезоны сумели экономить газ, то в этом году это будет для них не награда, а проклятие. Так как по "льготной" цене они получат тот же маленький объем.

Если заявляет премьер-министр, что дешевый газ всем гарантируется, то он обязан сообщить, что гарантируется только в пределах среднего потребления за предыдущие годы. А это полностью меняет картину.


А как же громадам рассчитывать тариф?


К сожалению, практически никак. С математической точки зрения. Потому, представьте, взяли 20 000 кубов. Ударили морозы. Потратили 25000. Пять тысяч кубов — всего пять сверхлимитных — превращают тариф с 7,95 в 11,30. Сразу. Разве это то, о чем предупреждают в правительстве?

Непонятно, почему правительство даже не пытается быть честным. Шмыгаль должен обратиться к нации и сказать: "У нас нет возможности финансировать любые объемы газа для населения по льготной цене. Поэтому вы должны вкладываться в среднее потребление". Далее сразу сесть и создать программы повышения энергоэффективности, ввести государственные кредиты на совершенствование систем теплоснабжения. Курсы, в конце концов, можно читать для ОСМД и громад по энергоэффективности.

Надо предпринимать меры, и честно и открыто показать текущую ситуацию. Потому что люди не знают об этих моментах. Они радостно заявляют сейчас людям, что цена кубометра будет 7,95. А потом внезапно она возрастет до 15. Как люди отреагируют на такую ​​цифру в платежках? А правительство расскажет — мы здесь ни при чем, это все местные власти. Но это не правда.


"ЕСТЬ ТАКИЕ МЕРЫ, КОТОРЫЕ ОКУПАЮТСЯ ЗА ОДИН ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН"


Что вы рекомендуете ОСМД и громадам при таких обстоятельствах, когда правительство так относится?


Первое. Мы рекомендуем изучать действующее законодательство и те процедуры, которые внедряет правительство. Потому что правительство не договаривает. Поэтому нужно самостоятельно изучать глубже, как эти процедуры осуществляются.

Второе. Не прятаться от людей, а открыто им показывать все обстоятельства, связанные с тарифом и его возможными изменениями. Советоваться с ними. Люди могут собраться, понять, что если им надо получить этот газ дешевле, то они скинутся и сделают этот авансовый платеж. Что им необходимо осуществлять мероприятия по энергоэффективности, начиная от установления индивидуальных счетчиков и заканчивая заменой окон, дверей, проведения мероприятий по утеплению домов — внешнем и внутреннем.

А для коммунальных предприятий на уровне громад должны быть обязательно приняты программы по энергоэффективности, для того чтобы не перебрать этот лимит. Надо обязательно проводить мероприятия. На каждый год должна быть принята программа по уменьшению потребления газа. Мы такие программы постоянно принимали. В том числе и в Киеве.


А что конкретно могут делать громады, чтобы уменьшить потребление газа?


Начиная с замены сетей на предварительно изолированные трубы. Проведение умеренной децентрализации отопления. Замена больших котельных с многокилометровыми трубами на квартальные модульные котельные, где нет обслуживающего персонала, работающие в автоматическом режиме сами.

Переход на другие источники отопления, где есть возможность и необходимость. Проведение утепления домов — бюджетных и частных.

Из собственного опыта. Ввели систему идеального теплового пункта. Она дает возможность регулировать в заданных параметрах подачу тепла, исходя из погодного регулирования или ручных команд.

Например, идут люди на выходные. Ну зачем в субботу и воскресенье температура в 25 градусов? Можно же поставить там, например, 15 градусов или 14. Ночью можно поставить 14, а в 6:00 утра добавить, чтобы до прихода школьников и работников температура была комфортная.

Ставили мы и так называемые рекуператоры для вентиляции. Потому что свежий воздух нужен. Но есть системы, которые позволяют уже существующим теплом помещения нагреть входящий с улицы воздух и тем самым уменьшить теплопотери. И заведение получает свежий воздух, но уже теплый.

Для тех же котельных есть такое понятие, как экономайзеры или утилизаторы тепла. За котлом идет выход газов. Этот выход газов идет с достаточно высокой температурой. Используются специальные утилизаторы тепла, пластинчатые или трубчатые, это тепло, которое должно быть выброшено в трубу, обогревает воду. Получаем горячую воду с утилизационного звена. Такое устройство окупается практически за один сезон. Это очень простая вещь, особенно на больших котельных.


Насколько эти советы подъемные финансово для громад?


Есть такие меры, которые окупаются в течение одного отопительного сезона. Все другие сезоны дают прибыль.

Например, водоснабжение. Есть двигатели с частотным регулированием. Этот двигатель позволяет менять скорость подачи воды и работы насосов. Поверьте — экономия очень ощутима. Потом — насосы. Они сегодня гораздо технологичнее, чем те, что были раньше. Они берут намного меньше электроэнергии. Замена насосного оборудования для котельной окупается за один-два сезона.

Освещение. Замена светильников на энергоэффективные, при текущей стоимости электроэнергии, окупается максимум за два сезона.

Правильный подход — сначала провести те мероприятия, которые быстро окупаются. Как только они окупились, то высвобождаются средства, которые можно направить на мероприятия более длительной окупаемости.

Конечно, замена системы отопления дома или микрорайона будет окупаться до 8 лет. Потому что это финансово затратное мероприятие. Но установление Соларов (солнечные батареи, которые не производят электроэнергию, а греют воду) для горячей воды — простое и недорогое мероприятие. Поставили их в садах, школах, больницах, интернатах и ​​получаете огромную экономию. Ведь летом, например, им тоже нужна горячая вода. Так зачем жечь котельную с "золотым газом"?

Для того чтобы вода оставалась горячей устанавливаются специальные аккумуляционные емкости. Они изолированы. И можно сделать эту емкость любого размера. За 5-6 часов она теряет 1-1,5 градуса тепла. Держит теплоту воды как термос. Нагрели, она несколько часов держит, потом снова включили, и она в этих пределах автоматически подогревает и снова держит. Горячая вода круглосуточно и даже облачность не так сильно влияет. И просто маленький насос гоняет эту теплую воду и ее не надо нагревать. Вот такие простые вещи, которые не требуют больших затрат, но они быстро окупаются. Если город будет выделять на это средства каждый год, то каждый год он будет получать экономию и сокращение потребления газа и электроэнергии, что самое главное.


"ОДНА ДОЛЖНОСТЬ ПОМОЖЕТ СЭКОНОМИТЬ МИЛЛИОНЫ"


До начала отопительного сезона осталось меньше месяца. Могут громады еще успеть что-то сделать?


Мы не можем изменить начало, но можем изменить финиш. Мы должны обязательно начать что-то делать, потому что через месяц, и через два, и через три, и через год надо будет платить и платить большие деньги. Все равно сейчас будут проблемы с вхождением в отопительный сезон. Но сейчас главная проблема, что правительство подставляет громады.

Сначала они предусмотрели разницу в тарифах, зафиксировали цену. И тут же "зарыли" туда средневзвешенный объем потребления. До этого — закрутили гайки по субсидиям, выбросили часть людей из них. Теперь закручивают гайки по предварительной оплате и фиксации того, что потребляли в предыдущем году. Мы не можем изменить правила, поэтому мы должны играть по этим правилам. Наша задача — не выйти за пределы среднего потребления предыдущих лет.

Первое что должны сделать громады, это систему мониторинга потребления энергоносителей. Должен быть муниципальный менеджер, и должна быть система мониторинга. В каждой школе, в каждом саду, в каждой больнице должен быть ответственный человек, который должен контролировать сколько здание потребляет в месяц тепла, воды, света и тому подобное. В больших громадах это все делается дистанционно через диспетчерский пункт.

Если громада не имеет такой возможности, то должна быть тетрадь или блокнот, в которые все записывается. Это должно быть закреплено на уровне города/села. Закрепляются ответственные и формы, которые они должны давать исполкому.

Мы когда-то в Каменце-Подольском ввели должность энергоменеджера, который за один год сэкономил нам миллион. Без преувеличений. Только в организационных вопросах. Вообще мы ему не давали никаких средств, ничего. Только то, что он начал наводить порядок.

Например. На неделю идут дети на каникулы. Одна школа ни одного киловатта не снизила за потребление. Как потребляла, так и потребляет. А вторая раз — и снизила в полтора раза. Почему? Там есть ответственный, приходит и вручную регулирует, потому что нет автоматического регулирования. Ты пришел прикрутил, потому что понимаешь, что детей нету.

Могут сказать — в школу приходят учителя и им нужна комфортная температура для работы. Так установите два электро-радиатора в учительской, нагрейте для них помещения, сделайте комфортные условия. Это лучше и экономнее в разы, чем вся школа пустая будет обогреваться.

Мы говорим о том, что в туалетах текут бачки, вытекают тонны воды, а людей нет, никто пользоваться не будет. Можно перекрыть на ночь воду — уже сэкономили. Можно закрыть на каникулы. То есть если мы начнем отслеживать, то это логические, очень простые и, казалось бы, поверхностные вещи. Но именно они экономят сотни тысяч гривен.

То есть если просто фиксировать показания, то сразу понимаешь, где слабые места. Понимаешь, что в двух школах учится одинаковое количество детей. В одной потребление электроэнергии в два раза больше. Как так может быть? А там — мастерская частная подключена к школьной сети без счетчиков.

И громады сами увидят, что почти одинаковые объекты, а потребление отличается. Благодаря такому мониторингу они сразу увидят почему и где можно немедленно получить экономию. Зарплата такого сотрудника окупается фактически в первый же месяц. А можно даже не вводить отдельную должность. Взять любого чиновника по ЖКХ и назначить его этим менеджером. Завуч школы по хозяйственной части может быть ответственен за энергоэффективность. Он будет просто информацию заполнять и раз в месяц подавать. Это не требует больших затрат. И только упорядочение это уже дает такой эффект, что на сэкономленные деньги можно проводить мероприятия по энергоэффективности.

Ранее такими вещами занимались исключительно те города, которые назывались прогрессивными. А сейчас, учитывая реалии, должны заниматься абсолютно все. Буквально. От столицы до маленького села. Теперь это касается каждого.


"ВЗЯЛИ КРЕДИТ ПОД 1%, А ОТДАВАТЬ 300%"


А государственной программы нету?


Такой государственной программы нету. Вообще широкая программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны, которая была раньше, завершила свою работу в 2014 году. И с тех пор больше не принималась. Была такая государственная программа "Питьевая вода". Сейчас комитет Верховной Рады проводит слушания по приему этой программы, но она не финансируется. По энергоэффективности на сегодня есть только фонд энергоэффективности, который помогает только ОСМД.

Льготная помощь отсутствует. Есть только Всемирный банк, который помогает и дает средства. И очень на выгодных условиях — фактически под 1 или 2%. Но проблема в том, что этот банк дает в валюте, а мы не можем спрогнозировать что будет через 10-15 лет, когда нам нужно будет отдавать эти деньги, как изменится курс доллара.

Вот Каменец-Подольский взял серьезный такой кредит во Всемирном Банке, на очень выгодных условиях, менее 1%. А теперь доллар вырос в три раза. То есть под 1% взяли, а теперь под 300% отдавать. Здесь должно выступать гарантом и страховкой государство. Но, видимо, не в этом составе правительства и Верховной Рады...


Громада может обращаться в международные институты?


Конечно. Но опять же, мы увидели, как Всемирный банк давал очень хорошие деньги. В свое время так получилось, что я даже выступал в Верховной Раде, когда мы брали первый кредит в 140 млн. долл. Они были готовы нам давать и 200, и 300, но оказалось не так много желающих. Почему? Потому что, когда ты берешь кредит, ты уже должен иметь проект. Ты должен понять сроки окупаемости, риски и так далее. А для этого нужно иметь деньги на проектирование. И это немного затруднительно.

На сегодняшний день есть вещи, которые город должен обязательно делать. Первое — это план стратегического развития города. К нему должен быть генплан застройки. И это комплексный документ. Ведь там должны быть заложены будущие сети снабжения тепла, газа. Как будет модернизирована система котельных. Ведь именно эти котельные привязаны будут к сетям.

Далее должна быть программа энергоэффективности. Она опирается на эти два уже готовых документа. Когда есть уже программа энергоэффективности, дальше уже разрабатывается план мероприятий по исполнению. И в плане мероприятий уже привязывается в бюджет финансирование. Есть мероприятия организационные, которые можно делать без денег, а есть такие на которые нужно предусмотреть бюджет.

Что-то можно делать поэтапно. Сегодня проектирования, завтра сделали фундамент и т.д. То есть такой подход правильный, системный должен быть в каждом городе. И каждой громаде, даже сельской, которая думает, что это вообще не о ней. Ведь в сельской громаде должны энергоэффективностью заниматься сами люди в своих домах.

Люди будут видеть какой расход газа, и думать, как выживать. Или они отключают какую-то комнату от отопления или меняют котлы на более энергоэффективные. Очень плохо, что у нас невозможно просчитать, какими технологиями пользоваться. Поставили электрокотлы, потому что электричество дешевое — взлетела цена за киловатт. Изменили на газ — сами видите, что сейчас с ценой на голубое топливо. Те, кому позволяет кошелек ставят сразу три системы: электро, газ и пеллеты. Однако здесь ситуация абсурдная, потому что такую ​​роскошь в три котла могут себе позволить далеко не те, кому действительно необходимо экономить каждую копейку.

Власть обязана помогать нуждающимся людям. Потому что в конечном итоге государство все равно выиграет. Оно выигрывает за счет уменьшения потребления импортного газа. Другое дело, что мы должны пользоваться газом украинской добычи. Мы добывали несколько лет назад 21 млрд. кубометров газа. Сегодня мы уже спустились до 14-15 миллиардов.


"СХЕМАТОЗНО-ГАЗОВАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ"


- Кстати, "Нафтогаз" говорит, что такое сокращение добычи газа произошло потому, что не было денег на разведку из-за необоснованной ренты. Но люди ездят по Полтавской области и говорят, что повсюду стоят газовые вышки и никто там ничего не добывает. Что происходит?

На сегодняшний день я говорил с экспертом, который действительно очень глубоко знает эту тему. Были розданы около 1000 лицензий на добычу полезных ископаемых. И те, кто имел возможность получить ее, они сели и ничего не делают, потому что надо вкладывать деньги. Ты взял кусок земли, ты заплатил там кому-то в какой-то непрозрачной схеме, и он держит этот участок. И сейчас СНБО занимается тем, что забирают лицензии назад. Необходимо проводить прозрачные конкурсы.

Конкурс должен проводиться с условиями, а не просто как аукцион по принципу кто больше дал. То есть ты выиграл аукцион, платишь деньги, но ты берешь на себя ответственность. Например, за два года или через год ты должен освоить эту скважину, ты должен давать сколько-то газа. Если ты не выполняешь это, то государство забирает это место. Если ты подтвердишь стоимость своего оборудования, которое ты вложил, то тебе вернут деньги с учетом этого оборудования.


Это частное. А Укргаздобыча?


Укргаздобыче вообще нет никакого оправдания, почему они ничего не делают. Сегодня они знают, где добывать, сегодня есть огромное количество разведанных скважин, сегодня новейшие технологии, которые позволяют вернуться даже к условно использованным бассейнам газа и возобновить добычу там.

Но для этого надо кому-то работать и это должно быть выгодно господам на схемах. А здесь математика проста. Если нарастить собственную добычу, то наш дешевый газ заполнит нашу газотранспортную систему и уменьшит объемы прокачки российского газа. А это значит, что кто-то не положит себе в карман еще один миллиард. Ведь это уникальная система заработка, которую нам представили как большую победу.

Вдумайтесь. Мы заявляем, что не покупаем российский газ. А покупаем у Словакии. В реальности происходит следующее. Российский газ гонят к границе со Словакией — заработали на этом. Затем, якобы, передали его Словакии — еще раз взяли комиссию владельцы трубы. Затем, якобы, купили газ у Словакии и закачали его в нашу собственную ГТС — заработали в третий раз. А знаете, что по факту происходило? Просто документы переложили с одного стола на другой. Никто ничего никуда не качал — все как было в нашей ГТС, так и остается. Вот и ответ, почему нашу собственную добычу уничтожают. Ведь отдавать этот лакомый кусок никто не собирается.

А украинцам нужно понять, что надеяться на мудрое управление не стоит. Надо брать в свои руки собственное спасение. И шаг за шагом внедрять мероприятия, которые уберегут громады от самодурства любого руководства государства.




Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться