60 лет киевскому цунами

13 марта 1961 года - произошла крупнейшая в современной истории города техногенная катастрофа – Куреневский потоп


Понедельник, на улице прохладно, серое небо низко висит над городом, накрапывает мелкий дождик. В 8.30 утра раздался дикий грохот - и селевой вал высотой 14 метров и шириной 20  понесся со скоростью бешеного болида - 5 м/с вниз, на Куреневку, сметая все на своем пути. Он переворачивал машины, сносил троллейбусы и столбы электропередач. Очевидцы видели, как волна несла деревянный домик, а из его окон еще кричали люди. Потоп длился 1.5 часа. Постепенно песчано-глиняная пульпа становилась твердой, словно камень.

 

Куреневский потоп

Она себе пальцы отгрызла, так больно было умирать

Кто-то захлебнулся жидкой массой на месте, кого-то пульпа погребла сразу, кто-то еще несколько суток оставался живым под завалами зданий и умер от недостатка воздуха, так и не найденный спасателями. Многих смерть застала прямо в транспорте – люди ехали на работу, был утренний час пик, прибывающая вода создала пробку из трамваев и автобусов. Те, кто вовремя сориентировался, и смог добраться до крыш неразрушенных домов и верхушек деревьев, уцелели – их снимали  военными вертолетами.

Куреневский потоп

Карта трагедии. Источник: "Газета по-киевски"

На сайте "Старый Киев" несколько лет назад люди делились своими воспоминаниями:

Сергей Картунов: "В 1961 году мне было 12 лет, и получилось так, что я собственными глазами видел Куреневскую катастрофу. Я учился в школе № 114, которая расположена на ул. Фрунзе, напротив ул. В. Хвойки. Из дома до школы надо было ехать три остановки на трамвае в сторону Подола.

Когда мы проезжали мимо трамвайного депо, то ул. Фрунзе уже была залита грязью примерно по колено, и вода прибывала. Мое внимание привлекли две пожарные машины, которые откачивали воду возле больницы, и милиционер, взобравшийся на забор. Было интересно и даже смешно.

Потом вода подступила к ступенькам нашего трамвая, и он остановился. Я выпрыгнул и побежал в школу. А учителя нас обрадовали – сказали, что занятия прекращаются из-за потопа. И мы с радостью отправились домой.

По ул. Фрунзе (Кирилловская – ред.) на Куреневку я уже не мог идти – эпицентр потопа оцепили милиционеры и солдаты. И еще я заметил, что очень низко летали вертолеты, пытаясь снимать людей с крыш и заборов. Я отправился домой окольными путями – по ул. В. Хвойки добрался до железной дороги на Петровке, оттуда – по путям в сторону Сырца.

А в нашей школе № 114 потом еще две недели не было занятий, ведь в классах временно приютили тех, кто остался без крыши над головой. Когда же мы приступили к учебе, то увидели в коридоре объявление о посмертной благодарности за мужество одному из учеников-старшеклассников нашей школы, который погиб, спасая тонущих людей".

Куреневский потоп

Общий вид стадиона "Спартак" после катастрофы. На горизонте виден Днепр и портовые краны Гавани

Лилия Сахно: "А через день пришёл дядя и рассказывал, он работал на заводе "Укркабель", их снимали с работы на расчистку разрушенных домов. Люди, услышав грохот бросались в подвалы, спасаясь от бомбёжки, там их и накрывала пульпа. Вода сошла, а пульпа превратилась в "бетон". Это было просто ужасно!

Куреневский потоп


Миша Слонов: "Моя бабушка тогда работала врачом в областной больнице - это совсем рядом с Бабьим Яром. Около 10 часов привезли первых раненых, они рассказывали, что видели. Но скоро пришли сотрудники 1-го отдела и взяли с врачей и сестёр подписку о "неразглашении". В зоне катастрофы рядом со стадионом "Спартак" была поликлиника, где работала бабушкина подруга. Бабушка очень волновалась, после смены она с несколькими сотрудниками хотела пойти на место катастрофы, но их туда не пустили. На слова "мы врачи, можем оказать помощь" ответили, что "помощь там оказывать уже некому", хотя это была ложь - живые люди ещё долго находились среди развалин зданий".

Куреневский потоп

Санитарный автомобиль возле Подольской поликлиники

Ткаченко В.И., военный: "Сначала мы работали вручную, при помощи лопат, а когда пригнали экскаватор, начали раздаваться вопли заживо погребённых. Еще живых людей цепляло ковшом. Стоять рядом было невыносимо. Иногда в ковш попадали руки, ноги, тела людей, разорванных ударом лавины на части. Попадались невероятно изуродованные тела людей. Всю ночь светили прожекторы, которые выхватывали всё новые подробности кошмара. Где-то откопали детсадовскую группу и воспитательницу. Потом добрались до забитого людьми трамвая, полностью погребённого под многометровым слоем пульпы. Нерасчленённые тела свозили на территорию Павловской больницы и складывали рядами в клубе. Несколько дней перед зданием стояла воющая, кричащая, обезумевшая от горя толпа людей, которые пришли сюда искать своих близких". 

Куреневский потоп


Инна Карпова: "В то время я работала на заводе "Электроприбор", который был напротив речного вокзала. О том, что на Куреневке что-то произошло, мы поняли, когда на работу не явились некоторые наши сотрудники, жившие по ходу трамвайного маршрута в сторону пл. Шевченко.

А потом с каждым днем стали выясняться подробности катастрофы. Люди рассказывали о том, что узнавали от родственников или знакомых. Однажды я узнала, что 13 марта на Куреневке погибла и моя одноклассница Поля Шварцман, которая работала в трамвайном парке им. Красина.

Я много лет интересуюсь подробностями Куреневской трагедии, не раз находила списки погибших – и по официальной версии, и по неофициальной. Но ни в одном из них никогда не было фамилии Полины. Это значит, что до сих пор известны не все, кто ушел из жизни в той страшной и нелепой катастрофе".

Куреневский потоп


Вспоминает Римма Бузиновская, одна из немногих выживших в тот день сотрудников депо им. Красина. Работала на электроподстанции:

 "Утром начальник подстанции Панченко собрал нас на пятиминутку. Вода уже заливала трансформаторную будку. Все понимали, что что-то не так, но паники не было. Начальник всех вывел к трансформаторной будке, надо было засыпать её песком.

Она же осталась сидеть в пультовой комнатке. Когда что-то рвануло наверху, начальник крикнул: "Отключайте подстанцию!". Потом вновь раздался крик Панченко: "Убегайте все!".

Фото Лады Бондаренко

Римма Бузиновская. Фото Лады Бондаренко

Но убегать женщине было некуда, что-то крепко давило на дверь  диспетчерской  с противоположной стороны. Тёмная густая масса наползала на окна. В это время административный корпус депо уже снесло.

- Сперва стена потрескалась, потом рухнула и начала надвигаться на меня вместе с ртутными выпрямителями. Я отбежала к противоположной стене, меня чем-то ударило  -и вдруг всё стихло.

Очнувшись, Римма поняла, что жива. Она стояла в полный рост, зажатая булыжниками: "У меня был сдавлен живот, грудная клетка. Было множество переломов ног. Но меня завалило стоя, благодаря этому я не захлебнулась. Мне было страшно, я со всеми попрощалась: с мамочкой, с сестрой, со своим любимым мужчиной".

Дикий холод не давал отключиться надолго. Наконец услышала голоса. Оказалось, что ребята из трамвайно-троллейбусного энергоуправления увидели крышу единственного здания, которое не снесло на территории депо. Решили его проверить. Она закричала, вернее, громко застонала. Её услышали, позвали на помощь солдат. Четыре часа откапывали. Женщину привезли в больницу в 5 вечера.

Моя бабушка в списках погибших так и не нашла коллегу по работе с Макаронной фабрики, сама она висела на заборе в районе нынешнего Куреневского парка, но пульпа туда почти не дошла, воды было "только выше колена".

10 лет назад на панихиде у ворот трамвайного депо я слышала воспоминания его работника, Петра Лукьянова: "После трагедии меня назначили начальником спасательного отряда – с 13 марта по 30 апреля мы расчищали завалы. В день трагедии на кассе депо как раз выдавали зарплату. У окошка кассы собралось 37 трамвайщиков ночной смены. Их вместе с домиком погребла волна ила. Извлечь людей из грязи было практически невозможно: тела разорвало на части и накрутило на "железную" лестницу. Еще через несколько дней удалось найти трамвай, снесенный на 200 метров в сторону, который полностью накрыли тонны грязи. Из него мы достали 16 человек. Мне запомнилась девочка в белой шубке. Она себе пальцы пооткусывала, так больно было умирать. Если бы несколько работников трамвайного депо не пожертвовали своими жизнями и не отключили силовую подстанцию, жертв могло бы быть намного больше".

Теперь там есть небольшая стела с именами погибших 52 сотрудников.

 

Совершено секретно – траура не объявляли, с очевидцев брали подписку о неразглашении

По советской традиции, власти попытались замолчать трагедию. В Киеве была отключена междугородняя телефонная связь. Говорят, самолетам "Аэрофлота" запретили летать над Куреневкой.

"По состоянию на 10 часов вечера 13 марта из района затопления эвакуировано 800 человек и 117 пострадавших. Извлечено 25 трупов, в числе которых 4 мужчины, 19 женщин и двое детей. 15 трупов не опознаны. По опросу пострадавших предполагается, что под завалами домов находится ещё часть трупов. Из 15 неопознанных некоторые извлечены из сгоревшего автобуса, который ехал из Дымера...", - из сводки милиции.

"В связи с катастрофой в Подольском районе г.Киева органы госбезопасности проводят необходимые агентурно-оперативные мероприятия по выявлению лиц, которые пытаются использовать этот факт с антисоветской и провокационной целью. Одновременно нами усилен контроль за почтовым переписке, особенно тем, которое идет по границу", - докладывал КГБ в ЦК Украины 14 марта.

Только через три дня, 16 марта, в газете "Вечерний Киев" появилось короткое официальное сообщение о "внезапном смещении значительной массы разреженного грунта гидронамыва" и называлась цифра  - 45 погибших.

Тела погибших извлекали в течение месяца, многих так и не нашли, они лежат глубоко в грунте под новым асфальтом. По приблизительным подсчетам историков, реальное число жертв составляло 1.5-2 тысячи человек.

Волна пульпы почти уничтожила трамвайное депо им. Красина, несколько десятков его работников погибли. Полностью снесено Копиловское кладбище, детский сад, затоплены стадион "Спартак", больница № 15 и родильный дом, больница им. Павлова, завод "Укрпромконструктор", рельсосварочный завод Юго-Западной железной дороги (теперь на его месте – Куреневский парк).

Многих погибших хоронили на разных кладбищах в Киеве и за его пределами, указывая в документах и в надписях на могилах разные даты и причины смерти.

Выжившим давали новые квартиры на Дарнице, материальные компенсации составили от 70 до 2000 рублей на одного пострадавшего, лишь бы люди не "выносили сор из избы".

В отчете КГБ подготовленным для Москвы под грифом "Совершено секретно" подсчитали:

"Пульпа накрыла площадь около 25-30 га. Разрушила 68 жилых и 13 административных зданий. Оставила без крыши 353 семьи (1228 человек). Вывела из строя энергоснабжение, газоснабжение, частично разрушила канализацию. Общий ущерб государству составил 3.7 млн. рублей".

Куреневский потоп

Октябрь 1963 года. Строительство новых домов  на месте бывшей малоэтажной застройки напротив стадиона "Спартак" (справа в кадре видно его ограждение). Слева от фотографа расположен въезд в Подольское трамвайное депо.

Информация о куреневских событиях подвергалась жесткой цензуре и 20 лет спустя. Прозаик Олесь Гончар в своих "Дневниках" вспоминал, как его критиковала украинская партийная верхушка, когда он в газете "Правда" в 1985 году опубликовал новеллу "Черный Яр", в которой лишь слегка приподнял завесу тайны. В украинской прессе ее напечатать не удавалось, цензура не пропускала. Только в конце 1980-х  киевский историк Александр Анисимов (к сожалению уже покойный) рассказал всю правду про куреневский апокалипсисе.

 

Бабий Яр отомстил

Цалик"Причиной катастрофы стало создание в Бабьем Яру парка отдыха. Обычно точкой отсчета считают 1950 год, когда "с целью ликвидации оврага и благоустройства территории, прилегающей к Сырецкому жилищному массиву", туда начали сбрасывать отходы производства близлежащих Петровских кирпичных заводов".

Считает киевский историк Станислав Цалик: "Но план реконструкции Киева 1936-1940 годов предусматривал создание парка на всей территории Бабьего Яра. А 20 ноября 1940 года исполком Киевсовета принял решение №105/6: "Утвердить под строительство лыжной базы и трамплина территорию Бабьего Яра, который ранее использовался под лагерь (военный) и стрельбище". Окончить строительство помешала война".

Бабий Яр стал братской могилой для более чем 100 тысяч человек, расстрелянных нацистами в 1941-1943 гг. Это были евреи, цыгане, военнопленные, моряки Днепровского отряда, советские подпольщики, активисты ОУН, заложники.  

В марте 1945-го правительство УССР совместно с ЦК КП(б)У приняло постановление "О сооружении монументального памятника на территории Бабьего Яра". Определили смету в 3 млн. рублей. В 1947-м "памятник жертвам фашистского террора в Бабьем Яру" внесли в "План восстановления и развития Киева на 1948-1950 годы".

Но начатая в 1948-м Кремлем антисемитская кампания "борьбы с космополитами" сделала невозможным появление монумента. Ведь подавляющее большинство жертв Бабьего Яра - евреи. Тогда чиновники вспомнили о довоенном проекте парка. Теперь строительство стадиона и города аттракционов преследовало дополнительную цель - уничтожить память о Бабьем Яре как месте трагедии. И, наконец, уничтожить сам Бабий Яр.

В 1950 году городские власти приняли решение заполнить Бабий Яр - для создания плоского рельефа - отходами Петровских кирпичных заводов. Непригодные для кирпичного производства земляные породы смешивались с водой и в виде пульпы по трубам отводились в отроги Бабьего Яра.

Роковое разрешение приступить к намыву отрога №3, где позже произошла авария, Киевский горисполком дал 2 декабря 1952.

За десять лет к отрогам Яра было намыто свыше 4 миллионов кубических метров грунта. Общая площадь намыва составила около одного квадратного километра.

Куреневский потоп

Намыв выполнялся на высоте от 40 до 60 метров над уровнем большого промышленного и жилого района Киева — Куреневки. Пласт намыва достигал 30 метров, но вместо бетонной дамбы соорудили земляную, которая не соответствовала ни проекту, ни нормам безопасности. Инженерный просчёт? Или некоторые стройматериалы кинули "налево"?

Уже в 1957 году ситуация стала аварийной - вода с песком время от времени заливала соседние территории. Однако закачку пульпы не прекратили. Трагедия могла произойти в любой момент.

Весной 1961 на сигналы тревоги также не обращали внимания: были и официальные предупреждения от специнспекции Подольского района об аварийном состоянии дамбы, и сигналы от простых киевлян, которые видели ручейки воды.

После трагедии Государственная экспертная комиссия определила, что основной причиной аварии является то, что дамба "не имела необходимой устойчивости". Катастрофа "стала следствием дефектов проектных решений, своевременно не выявленных ... а также следствием дефектов в производстве строительных работ".

Как всегда наказали стрелочников: Киевский областной суд, который слушал дело в закрытом режиме, лишил свободы шестерых виновников - двух проектировщиков из Москвы и четырех руководителей киевского строительного управления. Материалы уголовного дела быстро уничтожили - вместе со свидетельствами очевидцев и фотографиями с места событий. А кирпичный завод почти сразу закрыли – в  мае 1961 года горисполкомом было принято решение № 752 "О прекращении производства кирпича на заводе № 2 Петровского заводоуправления кирпичных заводов".

Киевляне по-своему истолковали то, что произошло. Шептались по кухням, мол это мертвые жертвы Бабьего Яра отомстили живым.


Давидов

Председатель Киевского исполнительного комитета городского совета депутатов трудящихся (нынешний аналог - председатель КГГА) Алексей Давыдов в рабочем кабинете. Алексей Иосифович руководил городом с 1947 по 1963 год. 

А через два года застрелился председатель Киевского горисполкома Алексей Давыдов (его имя носил бульвар на Русановке). Ходили слухи, будто бы в своей предсмертной записке он написал о муках совести из-за Куреневской трагедии. Но официально этого никто не подтвердил, в справке о смерти значился инфаркт.

 



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться