Быть или не быть советской мозаике на стене гимназии №136?

В Киеве решается судьба мозаики, что украшает стену гимназии №136 на Русановке. Стены 55-летней школы хотят утеплить,

а мозаика под слоем утеплителя просто исчезнет. Навсегда.


Местные жители активно обсуждают будущее мозаичного панно времен построения развитого социализма, потому что автор интернет-сообщества Ukrainian Modernism Дмитрий Соловьев опубликовал пост с призывом о помощи, чтобы общественность не позволила уничтожить объект монументально-декоративного искусства. По словам Дмитрия, директор школы не заинтересована в сохранении мозаики, на которой изображена учительница, ученик и школьные принадлежности. Правда, там еще есть изображения пионерского галстука и пятиконечной звезды на фоне красного флага.

радянські мозаїки Києва
радянські мозаїки Києва
радянські мозаїки Києва
радянські мозаїки Києва

"Уже завтра этой мозаики не станет. Нужно срочно спасать. Киевскую гимназию 136 утепляют", - пишет Дмитрий на странице сообщества в ФБ. "Я звонил директрисе - она не заинтересована в сохранении уникальной мозаики, но готова рассмотреть документы о ее ценности от экспертов (кандидатов истории и архитектуры)".

По его словам сохранить мозаику несложно, "достаточно лишь просто не утеплять фрагмент стены с ней. Именно так сделали мудрые руководители при утеплении гимназии №143 и Институт гигиены и медицинской экологии АМН Украины ".

Баталии в местных группах подняли градус напряжения. Сообщения можно разделить на три типа: те, кто при сохранении соц-арта, те, кто за декоммунизацию и те, кто хочет, чтобы дети учились в теплых помещениях.

"Комментарии" выбрали самые интересные сообщения


Должна быть! За сохранение

"Такими темпами на Русановке скоро не останется монументального искусства - в 2015 году была уничтожена мозаика на фасаде школы №141, а в 2019 - панно в кинотеатре Краков, - отмечает Дмитрий Соловьев.


радянські мозаїки Києва

Многие принялись звонить директору гимназии, чтобы выразить свое недовольство "строительной декоммунизацией".

Инга Леви

"Звонила туда сегодня. Но они уже получают много звонков и есть вариант передумать, по словам секретарши. Поэтому звоните, звоните еще. И при упоминании ними декоммунизации говорите, что этот закон не распространяется на художественные произведения ".


Корреспондент "Комментариев" тоже попыталась пообщаться с директором заведения Наталья Головко. Однако, человек, которая брала трубку в приемной, не имела желания общаться и отметила, что уже несколько дней все их так "достали" с этой мозаикой.

 

Депутат Киевсовета от Русановки Олесь Маляревич, подтвердил, что мозаику можно спасти: "Сегодня переговорил с директором, мозаику не трогают. Предварительно договорились все сохранить, кроме звезды".


Инга Леви

"Мозаика сама по себе является ценностью. Само построение рисунка в мозаике таково, что формирует красивое изображение, не говоря уже о сложности работы при выкладывании такого изображения. Достаточно один раз попробовать выложить хоть маленькую мозаику, чтобы понять сложность работы.

Аргумент вне эстетики: такая работа стоит много денег. Весьма много.

Далее: история не проходит. История остается и интерпретируется следующими поколениями. И уничтожая артефакты истории, вы лишаете их возможности рефлексии в этом отношении".


Анна Трач

"Во-первых, ... это монументальное искусство, которое является авторским и созданный в единственном экземпляре. Каждое такое панно было создано по уникальному эскизу и собрано вручную.

Во-вторых, это не массовая застройка, а серийное строительство. Это 2 большие разницы. Массовая застройка - это хрущевки, "чешки", БПС и тд. Проектам учебных заведений уделялось особое внимание - это касается норм инсоляции, эргономики.

Но даже в случаях, когда объекты массовой застройки украшались монументальными произведениями, от того менее ценными и авторскими они не становятся.

Удивительно что вы признаете ценность дома Уткина, хотя в свое время такая застройка была так же массовой. Разница в том, что в данном случае - это объект модернизма и будьте уверены, что через 100 лет с объектов модернизма так же будут сдувать пылинки с тех, которые не развалят... Статистически, к сожалению, для того, чтобы искусство ценить должно пройти лет 80-100. Но все это время объект как-то должна выстоять, чтобы безразличны неразумные люди под лозунгами "наследие империализма" или "декоммунизации" его развалили((. Нужно научиться воспринимать свою историю как факт и не шарахаться от шортиков и звездочек, потому что это исторический контекст. Посмотрите как это делают в Европе, в том же Берлине - это же объедение!".


Алексей Горелов

"Ни один человек не понимает, что такое выкладывание смальты и какая это сложность и стоимость работ. Особенно по сравнению с технологией Ceresit. Может кому-то не нравятся пионерские галстуки, но такие дети носили почти 70 лет. Обычные дети.

P.S. Интересно, уже все "декомунизувалы" свои семейные альбомы с фотографиями?".


Не быть! За полную "декоммунизации", то есть уничтожение мозаики

Вячеслав Романенко

"В Киеве за последние 20 лет, столько уничтожили действительно достопримечательностей, отражающих лицо города - исторических зданий, сооружений, скверов и главное - уничтожили киевские каштаны на Крещатике - визитную карточку Киева, что уничтожение мозаики с уродливыми пионерами это вообще ничто и никак!".


Сергей Летенко

"Посмотрел. Ну, и где там национальное наследие, которое надо спасать? Обычный массовый советский агитпроп с пионерской звездой и пионером и галстук и в шортиках. Не вижу я, что там спасать и для чего".


Виктория Виннер

"А что там ценного? Пионеры-ленинцы или звезда с Лениным? Или Слава КПСС внизу написано? Напишите, что вас так обеспокоило? Может украинцы "что-то не понимают"? Есть закон о декоммунизации! И довольно народу в головы советскую ахинею вкладывать! Таких шедевров с пионерами и звездами по всем закоулкам Украины было полно... ".


Алексей Кузьменко

"А с каких это пор нелепый совковый "маскульт", да еще и с тоталитарной символикой стал "культурным наследием"?"


Владимир Тищенко

"Странно, что это не был демонтирован в рамках декоммунизации".


Всем сторонникам уничтожить символы тоталитарной эпохи напоминаю, что в "Законе о декоммунизации": "Запрет не распространяется на случаи использования символики коммунистического тоталитарного режима, символики национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима: 4) в произведениях искусства, созданных до вступления в силу настоящего Закона".


По серую теплую стену.

Маргарита Сидоренко Дарда

"Кому нужна советская символика? Утеплить и потолще, чтобы не отскребли!".


Ирина Баранская

О да, конечно, люди работали над "большим произведением искусства", на которое и смотреть страшно, а дети должны сидеть и сопли морозить. Предлагаю всем защитникам к нам в школу зимой на урок сходить. Пусть посидят там 7-8 уроков, когда на улице минусовая температура. Если вам так хочется что-то спасать, предлагаю обратить внимание на проблемы архитектуры Подола - там есть более ценные архитектурные формы, которые действительно достойны спасения. А детей оставьте в покое и дайте им учиться в тепле и комфорте ".


Сергей Тумановский

"А за отопление вы будете платить? Там экономить будут нормальные деньги ".


"Комментарии" решили обратиться к экспертам с вопросом: "Почему эта мозаика должна быть сохранена?".


Мозаика вносит индивидуальность в обычное школьное помещение

Семен Широчин, исследователь застройки Киева советского периода.

радянські мозаїки КиєваКак и любая другая мозаика, это искусство эпохи, представитель стиля, работа наших авторов плюс мозаика вносит индивидуальность в обычное школьное помещение, все эти мозаики неповторимые.

Их много осталось на школах Киева или уже все утеплили?

Никто их никогда не считал. Это неизученный слой культуры, который уже исчезает.

А нужен детям образец советского агитпрома?

Это образец искусства! И его судьба не должна зависеть от истерических директрис.

Эта мозаика индивидуальная работа художника или шаблоны-массовая?

Такой второй нет. Иногда бывает, что мотивы повторяются, но это редко. И в каждом случае все равно отличается.

Почему, по вашему мнению мы боремся за дом ХIX века и не ценим 55-летнюю мозаику?

Я дорожу и тем, и тем! А теряем мы и то, и другое. Но, как правило, ценность начинает осознаваться со временем.

Почему обычный человек не может или не хочет оценить ценность советских мозаик?

Мне сложно смотреть с позиции обывателя, но мы должны понимать и то, что мнение обывателя не может быть критерием оценки ценности. "Яжемать", заботясь об утеплении здания, уже уничтожили мозаики на Отрадном. Все это можно решить без уничтожения искусства.





Мозаичное панно является ценным художественным и историческим артефактом и признаком времени

Евгения Моляр - искусствовед, участница художественной инициативы ДЕ НЕ ДЕ


радянські мозаїки Києва

Мозаика на стене школы №136 - уникальная художественная работа, созданная в 1966 году, автор - Е. Ковтун. Мозаичное панно является ценным художественным и историческим артефактом и признаком времени. В украинском законодательстве об определении памятников говорится, что объектами культурного наследия является произведения исчезнувшей цивилизации или художественного стиля.
Эта мозаика представляет украинское советское монументально-декоративное искусство - явление, которое существовало довольно короткое время - с конца 1950-х до начала 1990-х годов прошлого века. Монументальные панно были призваны подчеркивать архитектурные сооружения и в значительной степени оказали неповторимые черты городу в целом.
Современная модернизация зданий обычно связана с внешним утеплением, что нередко приводит к уничтожению бесценных художественных произведений. Зато есть прогрессивный опыт выполнения наружного утепления с сохранением художественных работ, когда теплоизоляционный материал обходит изображения. Такой метод не приводит к теплопотерям, поскольку в соотношении общей площади утепляемой поверхности площадь мозаичной работы достаточно незначительна. К тому же, технология наружного утепления требует плотного прилегания теплоизоляционного материала к стене, а мозаика имеет специфический рельеф, на котором такого прилегания достичь практически невозможно.
В конце концов, сохранение культурного наследия - это мировоззренческий маркер, и учебные заведения должны демонстрировать неоспоримые ценностные ориентиры - такие как уважительное отношение к произведениям искусства.




Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться