Не только Жуляны и Борисполь. Где располагались киевские аэродромы (ФОТО)
Сегодня отмечает День авиации и космонавтики. 60 лет назад человечество на 108 минут впервые "выскочило" за атмосферу и полетело в открытый космос.
12 апреля 1961 года старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.
"Комментарии" решили не отрываться от атмосферы и рассказать своим читателям, где располагались киевские аэродромы.
Аэропорт "Киев" и "Борисполь" далеко не все точки взлетов и посадок самолетов за 110 лет развития авиации в городе и его окрестностях.
Ярославов Вал
Главный аэродром детства гениального конструктора Игоря Сикорского находился в центре города, в сарае на участке усадьбы его отца по ул.Ярославов Вал 15Б. Мальчишка "заболел" самолето- и вертолето- строением, прочитав роман Жюля Верна "Робур завоеватель".Там автор описывал некий фантастический летательный аппарат в форме корабля, у которого вместо парусов стоит множество вертикально расположенных пропеллеров. Будучи студентом Политехнического института, он записывается в "Воздухоплавательную секцию", основанную профессором М. Артемьевыв, учеником М. Жуковского. Первые попытки построить вертолет оказались неудачными, и Сикорский начинает конструировать и строить самолеты. И весь в этом преуспевает. Его первые самолеты от С-1 до С-6 были созданы в Киеве, в сарае усадьбы, а собирались в мастерской на Куреневском гражданском аэродроме.
Вертолет - мини-скульптурка проекта "Шукай". Она посвящена изобретению Игоря Сикорского.
Находится арт-объект на улице Ярославов Вал, 22, у отеля Radisson Blu Hotel.
А вот с вертолетными площадка в современном Киеве весьма плохо. Действующих мало – в Гидропарке, где базируется и несколько частных гидросамолетов, на бизнес-центре "Парковый", на ул. Дереобрабатывающей, в бывшей резиденции Януковича в Межигорье.
Из больниц, только Институт Сердца на Левом берегу имеет сертифицированную площадку для посадки вертолетов, так что непонятно куда будут садиться анонсированные недавно "авиаскорые".
Первые киевские аэродромы появились благодаря военным. Только с 1910 года по 1916 год в окрестностях Киева создали четыре аэродрома. В сентябре 1913 года, во время учений в Киевском военном округе, впервые авиация была представлена не в виде отдельных самолётов, объединённых только на время манёвров, а штатными авиационными отрядами - авиаротами.
Сырецкий военный аэродром
В начале прошлого века
территория нынешней Шулявки была за городской чертой. Там в 1912-1913
годах был создан Сырецкий военный аэродром, примыкавший к Брест-Литовскому
шоссе (ныне проспект Победы). Сейчас его место заняла городская застройка, ориентир
памятник-танк, возле бывшего комбината печати "Пресса Украины". Там в 1957 году проложили улицу имени Петра Нестерова.
В небе над этим аэродромов летчик Петр Нестеров совершил первую в истории "мертвую петлю" в августе 1913 г.
Собственно, вот как описан полет Нестерова в газете "Киевлянин":
"27 августа на Сырецком аэродроме в Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный летчик поручик Нестеров на "ньюпоре", постройки русского з-да "Дукс", сделал "мертвую петлю".
Поднявшись на высоту 1000 м, авиатор выключил мотор и
начал круто планировать — почти вертикально. Снизившись таким образом на высоту
600 м и приобретя огромную скорость, летчик включил мотор, начал выравнивать
аппарат, после чего заставил его круто подниматься вверх, и аппарат сделал круг
в вертикальной плоскости… Летчик оказался вниз головой… Публика ахнула…".
Базировался отряд Нестерова в "Арсенале". С началом войны на базе авиароты развернули авиапарк, снабжавший самолетами Юго-Западный фронт. В "Арсенале" машины собирали, испытывали, а затем отправляли на фронт.
На немецком военно-географическом плане Киева за апрель
1941 года отмечено еще несколько небольших аэродромов. Местность, расположенная в районе пересечения
Брест-Литовского шоссе и улицы Гарматной (№184) обозначена как "Аэродром
авиационного завода". Сам авиационный завод обозначен под номером 223. Правда,
это не единственный аэродром, расположенный недалеко от завода "Большевик". На
этом же плане обозначен военный аэродром между ж/д станцией "Борщаговка" и
Рубежевской колонией для несовершеннолетних.
Аэродром "Святошино", используется заводом Антова и Киевским авиазаводом "Авиант". Построен в 1912-1913-х годах, как военный аэродром.
На данный момент аэродром имеет статус "Аэродром экспериментальной авиации" - т.е. регулярные полеты на нем не проводятся. Зато лет 20 каждое лето военные две-три недели чеканят на его взлетке шаг, готовясь к параду ко Дню Независимости.
Дальше по Брест-Литовскому
шоссе уже за городом находится - аэродром "Чайка".
Он с 1934 года готовит
летчиков-любителей. 23 апреля 1934 года на аэродроме был образован Киевский
аэроклуб Осоавиахима. Аэроклуб за 30 лет деятельности превратился в
Республиканский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ УССР, а потом стал Центральным
аэроклубом им.О.Антонова Общества содействия обороне Украины.
Антонов — международный
аэропорт
А завод им.Антонова свой
основной аэродром перенес в Гостомель.
Аэродром используется как
гражданской - авиакомпания "Авиалинии Антонова", так и экспериментальной
авиацией - здесь проводятся испытания самолётов, выпускаемых и ремонтируемых
АНТК им. Антонова. Аэродром имеет бетонную взлетно-посадочную полосу
длиной 3500 м и шириной 56 м.
На нем базируются самые
крупные в мире транспортные самолёты Ан-225 "Мрия" и АН-124-100 "Руслан". Для
легкости транспортировки грузов на аэродроме открыли пограничный пост.
Куреневский гражданский
аэродром
Между Оболонью и Куреневкой вдоль озера Опечень в 1910-1911 годах "Киевское общество воздухоплавания" обустроило для себя стационарный аэродром. Спонсором выступал Федор Терещенко. На нем появились все условия для "авиационных шоу": ангары, зрительские трибуны, буфет. Первый же приземлившийся самолет установил мировой рекорд скорости для бипланов с двумя пассажирами. За штурвалом сидел сам конструктор - Игорь Сикорский.
Сюда приземлился 9 октября
1911 года частный дирижабль "Киев" совершивший
успешный полёт к Вышгороду и обратно по маршруту Купеческий
сад-Куреневка-Вышгород-Куреневка.
На этот аэродром летом 1914 года приземлился, прадедушка "Мрии", первый в мире 4 моторный тяжелый биплан "Илья Муромец". Игорь Сикорский совершил перелет С.Петербург-Киев.
Тогда для авиашоу подходила любая большая и ровная площадка. На территории киностудии им. Довженко, еще до ее возникновения, находился ипподром - Скаковое поле. Здесь в апреле 1910 осуществлял свои первые в Киеве воздушные полеты С.Уточкин, в мае того же года состоялся первый в России полет авиаконструктора А.Кудашева на самолете собственной конструкции и отечественного производства.
Международный аэропорт "Киев" имени Игоря Сикорского
Во время Первой Мировой войны 3-й авиапарк использовал аэродром недалеко от железнодорожной станции Пост-Волынский, близ села Жуляны. Здесь к 1916 году возник солидный авиагородок (аэродром, ангары, мастерские, склады, школа летчиков-наблюдателей). Для обеспечения шоссейной связи с городом проложили вымощенную гранитом дорогу от Кадетского корпуса (нынешнее Министерство обороны) к Артиллерийскому училищу (теперь Военная академия) и аэродрому 3-го авиапарка. Так появилась трасса нынешнего Воздухофлотского проспекта.
Но столицей Украины стал Харьков, а для немногочисленных авиарейсов приспособили военное летное поле около Жулян. Первый гражданский самолет аэродром принял 25 мая 1924 года - самолет Укрвоздухпути "Красный химик" (немецкий "Дорнье Комета") путь из Харькова преодолел всего лишь 3 часа 20 минут.
Аэровокзал был построен в 1949 году по проекту архитектора Виктора Елизарова — одного из авторов обновлённого Крещатика.
В названии "воздушных ворот" Киева слово "Жуляны" сначала отсутствовало. В 1920-х говорили "аэродром в Посту-Волынском", в 1940—1950-х — "аэропорт на Чоколовке" или просто "Киевский аэропорт", так как был в столице Украины единственным для Аэрофлота. Официально употреблять название "аэропорт Жуляны" начали уже в 1960-х после строительства нового аэропорта в Борисполе. Появилось своеобразное разделение "Борисполь" - обслуживал дальние сообщения, а "Жуляны" специализировались на местных внутриреспубликанских линиях. После присоединения поселка Жуляны к Киеву аэропорт был переименован в аэропорт "Киев".
С 1990-х годов "Киев" стал хиреть, количество рейсов упало почти до 0. В начале 2000-х были попытки создать на его базе аэропорт малой и коммерческой авиации.
В 2009 году закончилась реконструкция взлётно-посадочной полосы и появилась возможность принимать тяжёлые реактивные самолёты, такие как Boeing 737 и Airbus А320. И аэродром зажил новой жизнью, особенно когда в него перешли несколько лоукостеров из Борисполя. В мае 2012 года открыт новый терминал "А".
Международный аэропорт Борисполь
В середине 1950-х на воздушных трассах появился первенец советской пассажирской реактивной авиации — знаменитый Ту-104. Его эксплуатация предъявила новые требования к аэродромному хозяйству, длине и покрытию взлетно-посадочной полосы. Аэропорт Киева оказался тесным для реактивных лайнеров. Для них пришлось оборудовать летное поле за пределами Киева — в Борисполе. 7 июля 1959 года в аэропорт Борисполь был совершен первый пассажирский рейс. Ту-104 прилетел из Москвы. Несколько лет гражданским воздушным флотом использовалась инфраструктура военной авиации. Базирование самолетов в Борисполе было запрещено. Роль терминалов тогда выполняли небольшие временные деревянные вагончики.
Строительство нового
терминала в Борисполе велось 3 года. Нулевой цикл работ был начат одновременно
по всему периметру терминала. Наземная часть строилась в два этапа: вначале
были построены левое и правое крыло, после чего началось сооружение центральной
части под куполом.
В 1965 году был открыт новый аэровокзал с пропускной способностью 1600 пассажиров в час. Он был вторым по площади после московского "Домодедово" и одним из самых больших в Европе. Сейчас это терминал "B". Несколько лет он закрыт для пассажиров, конструкции крепления купола над центральным залом требует ремонта, а это нынче очень дорого. Тогда же проложили и Бориспольское шоссе, чтобы секретари ЦК могли с ветерком промчаться для встреч у трапа иностранных делегаций дружественных СССР стран.
Хотя Борисполь принимал международные рейсы, и деятели высшего партийного руководства отправлялись с него в турне по странам соцлагеря, рядовые пассажиры могли летать только внутрисоюзными рейсами.
Чтобы вылететь за границу украинцы должны были добраться до Москвы. Их выпускали "за бугор" только из московского аэропорта "Шереметьево".
А военные в Борисполе тоже остались. Правда, секретные реактивные истребители там уже давно не базируются. "Авиабаза Борисполь" ВВС Украины, по факту просто стоянка для самолетов. На ней располагается 15 транспортная авиабригада.
Броварской аэродром
В младенчестве -1910-1918 гг., на нем дислоцировались военные самолеты.
С 1935 году Броварской аэропорт функционировал как основной аэропорт столицы УССР. Отсюда летали рейсы в Москву, Ленинград, Минеральные Воды. Логистика рейсов была очень занимательной: Киев (Жуляны) – Бровары – Харьков, Киев (Бровары) – Сталино или Бровары-Запорожье.
В сентябре 1935 года именно в Броварах, во время военных учений, впервые в СССР, отрабатывали возможность захвата аэродрома десантниками. Было десантированы 1188 парашютистов, к ним на помощь было переброшено по воздуху и высажено 1765 бойцов двух стрелковых полков, а также две артбатареи, один танк и несколько легковых и специальных автомобилей — вся операция заняла менее двух часов.
В 1936 году соорудили красивый аэровокзал по проекту архитекторов Михайловского и Сдобнева.
В 1940 году ежедневно из аэропорта вылетали 50 самолётов, за год обслуживалось около 50 тысяч пассажиров.
Дальше "Киев бомбили" и 25 июня налет немецкой авиации уничтожил авиавокзал и другие здания. Во время войны немцы восстановили взлетную полосу, после освобождения Киева, ее использовал истребительный полк ПВО. В 1950 году полк перебазировался на аэродром возле Василькова.
От аэропорта, кроме руин заброшенного военного городка, сохранились пропилеи, которые стояли при въезде. На месте взлетной полосы, теперь тир стрелкового комплекса "Сапсан-Спорт".
Авиабаза Васильков
Аэродром построен в начале ХХ века. В 1938 году на нем служили 2 истребительных полка, вооруженные современными для того времени самолетами – И-16 и И-15б. С 1950 года на аэродроме постоянно несут вахту истребители ПВО, только название воинских частей меняется. Сейчас на боевой вахте - 40 бригада тактической авиации, в ее составе 6 МиГ-29.
В 2008 годы рассматривался вариант строительства гражданского аэропорта вместо военной базы. В проекте указывалось, что постройка нового аэропорта, вместо Жулян, экономически весьма перспективно. Затраты на создание транспортной логистики будут минимальны, ведь рядом проходит автотрасса Одесса-Киев и ж/д магистраль.