Не только Жуляны и Борисполь. Где располагались киевские аэродромы (ФОТО)

Oleg V. Belyakov


Сегодня отмечает День авиации и космонавтики. 60 лет назад человечество на 108 минут впервые  "выскочило" за атмосферу и полетело в открытый космос. 

12 апреля 1961 года старший лейтенант Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток" впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.

 

"Комментарии" решили не отрываться от атмосферы и рассказать своим читателям, где располагались киевские аэродромы.

Аэропорт "Киев" и "Борисполь" далеко не все точки взлетов и посадок самолетов за 110 лет развития авиации в городе и его окрестностях.

 

Ярославов Вал

Главный аэродром детства гениального конструктора Игоря Сикорского находился в центре города, в сарае на участке усадьбы его отца по ул.Ярославов Вал 15Б.  Мальчишка "заболел" самолето- и вертолето- строением, прочитав роман Жюля Верна "Робур завоеватель".Там автор описывал некий фантастический летательный аппарат в форме корабля, у которого вместо парусов стоит множество вертикально расположенных пропеллеров. Будучи студентом Политехнического института, он записывается в "Воздухоплавательную секцию", основанную профессором М. Артемьевыв, учеником М. Жуковского. Первые попытки построить вертолет оказались неудачными, и Сикорский начинает конструировать и строить самолеты. И весь в этом преуспевает. Его первые самолеты от С-1 до С-6 были созданы в Киеве, в сарае усадьбы,  а собирались в мастерской на Куреневском гражданском аэродроме. 

 аэродромы Киева

Вертолет - мини-скульптурка проекта "Шукай". Она посвящена изобретению Игоря Сикорского.

Находится арт-объект на улице Ярославов Вал, 22, у отеля Radisson Blu Hotel.

А вот с вертолетными площадка в современном Киеве весьма плохо. Действующих мало – в Гидропарке, где базируется и несколько частных гидросамолетов, на бизнес-центре "Парковый", на ул. Дереобрабатывающей, в бывшей резиденции Януковича в Межигорье.

Из больниц, только Институт Сердца на Левом берегу имеет сертифицированную площадку для посадки вертолетов, так что непонятно куда будут садиться анонсированные недавно "авиаскорые".

 

Первые киевские аэродромы появились благодаря военным. Только с 1910 года по 1916 год в окрестностях Киева создали четыре аэродрома. В сентябре 1913 года, во время учений в Киевском военном округе, впервые авиация была представлена не в виде отдельных самолётов, объединённых только на время манёвров, а штатными авиационными отрядами - авиаротами.

аэропорты Киева

Сырецкий военный аэродром

В начале прошлого века  территория нынешней Шулявки была за городской чертой. Там в 1912-1913 годах был создан Сырецкий военный аэродром, примыкавший к Брест-Литовскому шоссе (ныне проспект Победы). Сейчас его место заняла городская застройка, ориентир памятник-танк, возле бывшего комбината печати "Пресса Украины". Там в 1957 году проложили улицу имени Петра Нестерова.

В небе над этим аэродромов летчик Петр Нестеров совершил первую в истории "мертвую петлю" в августе 1913 г.

Собственно, вот как описан полет Нестерова в газете "Киевлянин":

"27 августа на Сырецком аэродроме в Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный летчик поручик Нестеров на "ньюпоре", постройки русского з-да "Дукс", сделал "мертвую петлю".

Поднявшись на высоту 1000 м, авиатор выключил мотор и начал круто планировать — почти вертикально. Снизившись таким образом на высоту 600 м и приобретя огромную скорость, летчик включил мотор, начал выравнивать аппарат, после чего заставил его круто подниматься вверх, и аппарат сделал круг в вертикальной плоскости… Летчик оказался вниз головой… Публика ахнула…".

Базировался отряд Нестерова в "Арсенале". С началом войны на базе авиароты развернули авиапарк, снабжавший самолетами Юго-Западный фронт. В "Арсенале" машины собирали, испытывали, а затем отправляли на фронт.

На немецком военно-географическом плане Киева за апрель 1941 года отмечено еще несколько небольших аэродромов.  Местность, расположенная в районе пересечения Брест-Литовского шоссе и улицы Гарматной (№184) обозначена как "Аэродром авиационного завода". Сам авиационный завод обозначен под номером 223. Правда, это не единственный аэродром, расположенный недалеко от завода "Большевик". На этом же плане обозначен военный аэродром между ж/д станцией "Борщаговка" и Рубежевской колонией для несовершеннолетних.


 А вот памятный знак Петру Нестерову стоит возле другого киевсвского аэродрома  - Святошинского.

аэропорты Киева

Аэродром "Святошино", используется заводом Антова и Киевским авиазаводом "Авиант". Построен в 1912-1913-х годах, как военный аэродром.

Аэродромы Киева


На данный момент аэродром имеет статус "Аэродром экспериментальной авиации" - т.е. регулярные полеты на нем не проводятся. Зато лет 20 каждое лето военные две-три недели чеканят на его взлетке шаг, готовясь к параду ко Дню Независимости.

 аэродромы Киева

Дальше по Брест-Литовскому шоссе уже за городом находится - аэродром "Чайка".

Он с 1934 года готовит летчиков-любителей. 23 апреля 1934 года на аэродроме был образован Киевский аэроклуб Осоавиахима. Аэроклуб за 30 лет деятельности превратился в Республиканский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ УССР, а потом стал Центральным аэроклубом им.О.Антонова Общества содействия обороне Украины.

 аэродром Киев

Антонов — международный аэропорт

А завод им.Антонова свой основной аэродром перенес в Гостомель.

Аэродром используется как гражданской - авиакомпания "Авиалинии Антонова", так и экспериментальной авиацией - здесь проводятся испытания самолётов, выпускаемых и ремонтируемых АНТК им. Антонова. Аэродром имеет бетонную взлетно-посадочную полосу длиной 3500 м и шириной 56 м.

На нем базируются самые крупные в мире транспортные самолёты Ан-225 "Мрия" и АН-124-100 "Руслан". Для легкости транспортировки грузов на аэродроме открыли пограничный пост.

 picture

Куреневский гражданский аэродром

Между Оболонью и Куреневкой вдоль озера Опечень в 1910-1911 годах "Киевское общество воздухоплавания" обустроило для себя стационарный аэродром. Спонсором выступал Федор Терещенко. На нем появились все условия для "авиационных шоу": ангары, зрительские трибуны, буфет. Первый же приземлившийся самолет установил мировой рекорд скорости для бипланов с двумя пассажирами. За штурвалом сидел сам конструктор - Игорь Сикорский.

аэдромы Киева

Сюда приземлился 9 октября 1911 года частный дирижабль "Киев"  совершивший успешный полёт к Вышгороду и обратно по маршруту Купеческий сад-Куреневка-Вышгород-Куреневка.

На этот аэродром летом 1914 года приземлился, прадедушка "Мрии", первый в мире 4 моторный тяжелый биплан "Илья Муромец". Игорь Сикорский совершил перелет С.Петербург-Киев.

Тогда для авиашоу подходила любая большая  и ровная площадка. На территории киностудии им. Довженко, еще до ее возникновения, находился ипподром - Скаковое поле. Здесь в апреле 1910 осуществлял свои первые в Киеве воздушные полеты С.Уточкин, в мае того же года состоялся первый в России полет авиаконструктора А.Кудашева на самолете собственной конструкции и отечественного производства.


 Аэродромы Киева

Международный аэропорт "Киев" имени Игоря Сикорского

Во время Первой Мировой войны 3-й авиапарк использовал аэродром недалеко от железнодорожной станции Пост-Волынский, близ села Жуляны. Здесь к 1916 году возник солидный авиагородок (аэродром, ангары, мастерские, склады, школа летчиков-наблюдателей). Для обеспечения шоссейной связи с городом проложили  вымощенную гранитом дорогу от Кадетского корпуса (нынешнее Министерство обороны) к Артиллерийскому училищу (теперь Военная академия) и аэродрому 3-го авиапарка. Так появилась трасса нынешнего Воздухофлотского проспекта.

Но столицей Украины стал Харьков, а для немногочисленных авиарейсов приспособили военное летное поле около Жулян. Первый гражданский самолет аэродром принял 25 мая 1924 года - самолет Укрвоздухпути "Красный химик" (немецкий "Дорнье Комета")  путь из Харькова преодолел всего лишь 3 часа 20 минут.

Аэровокзал был построен в 1949 году по проекту архитектора Виктора Елизарова — одного из авторов обновлённого Крещатика.

В названии "воздушных ворот" Киева слово "Жуляны" сначала отсутствовало. В 1920-х говорили "аэродром в Посту-Волынском", в 1940—1950-х — "аэропорт на Чоколовке" или просто "Киевский аэропорт", так как был в столице Украины единственным для Аэрофлота. Официально употреблять название "аэропорт Жуляны" начали уже в 1960-х после строительства нового аэропорта в Борисполе. Появилось своеобразное разделение "Борисполь" - обслуживал дальние сообщения, а "Жуляны" специализировались на местных внутриреспубликанских линиях. После присоединения поселка Жуляны к Киеву аэропорт был переименован в аэропорт "Киев".

С 1990-х годов "Киев" стал хиреть, количество рейсов упало почти до 0. В начале 2000-х были попытки создать на его базе аэропорт малой и коммерческой авиации. 

аэродромы Киева

В 2009 году закончилась реконструкция взлётно-посадочной полосы и появилась возможность принимать тяжёлые реактивные самолёты, такие как Boeing 737 и Airbus А320. И аэродром зажил новой жизнью, особенно когда в него перешли несколько лоукостеров из Борисполя. В мае 2012 года открыт новый терминал "А".


 picture

Международный аэропорт Борисполь

В середине 1950-х на воздушных трассах появился первенец советской пассажирской реактивной авиации — знаменитый Ту-104. Его эксплуатация предъявила новые требования к аэродромному хозяйству, длине и покрытию взлетно-посадочной полосы. Аэропорт Киева оказался тесным для реактивных лайнеров. Для них пришлось оборудовать летное поле за пределами Киева — в Борисполе. 7 июля 1959 года в аэропорт Борисполь был совершен первый пассажирский рейс. Ту-104 прилетел из Москвы. Несколько лет гражданским воздушным флотом использовалась инфраструктура военной авиации. Базирование самолетов в Борисполе было запрещено. Роль терминалов тогда выполняли небольшие временные деревянные вагончики.

Строительство нового терминала в Борисполе велось 3 года. Нулевой цикл работ был начат одновременно по всему периметру терминала. Наземная часть строилась в два этапа: вначале были построены левое и правое крыло, после чего началось сооружение центральной части под куполом.

В 1965 году был открыт новый аэровокзал с пропускной способностью 1600 пассажиров в час. Он был вторым по площади после московского  "Домодедово"  и одним из самых больших в Европе. Сейчас это терминал "B". Несколько лет он закрыт для пассажиров, конструкции крепления купола над центральным залом требует ремонта, а это нынче очень дорого. Тогда же проложили и Бориспольское шоссе, чтобы секретари ЦК могли с ветерком промчаться для встреч у трапа иностранных делегаций дружественных СССР стран.

Хотя  Борисполь принимал международные рейсы, и деятели высшего партийного руководства отправлялись с него в турне по странам соцлагеря, рядовые пассажиры могли летать только внутрисоюзными рейсами.

Чтобы вылететь за границу украинцы должны были добраться до Москвы. Их выпускали "за бугор" только из московского аэропорта "Шереметьево".

А военные в Борисполе тоже остались. Правда, секретные реактивные  истребители там уже давно не базируются. "Авиабаза Борисполь" ВВС Украины, по факту просто стоянка для самолетов. На ней располагается 15 транспортная авиабригада.


аэродромы Киева

Броварской аэродром

В младенчестве -1910-1918 гг., на нем дислоцировались военные самолеты.

С 1935 году Броварской аэропорт функционировал как основной аэропорт столицы УССР. Отсюда летали рейсы в Москву, Ленинград, Минеральные Воды. Логистика рейсов была очень занимательной: Киев (Жуляны) – Бровары – Харьков, Киев (Бровары) – Сталино или Бровары-Запорожье.

В сентябре 1935 года именно в Броварах, во время военных учений, впервые в СССР, отрабатывали возможность захвата аэродрома десантниками. Было десантированы 1188 парашютистов,  к ним на помощь было переброшено по воздуху и высажено 1765 бойцов двух стрелковых полков, а также две артбатареи, один танк и несколько легковых и специальных автомобилей — вся операция заняла менее двух часов.

В 1936 году соорудили красивый аэровокзал по проекту архитекторов Михайловского и Сдобнева.

В 1940 году ежедневно из аэропорта вылетали 50 самолётов, за год обслуживалось около 50 тысяч пассажиров.

Дальше "Киев бомбили" и 25 июня налет немецкой авиации уничтожил авиавокзал и другие здания. Во время войны немцы восстановили взлетную полосу, после освобождения Киева, ее использовал истребительный полк ПВО. В 1950 году полк перебазировался на аэродром возле Василькова.

От аэропорта, кроме руин заброшенного военного городка, сохранились пропилеи, которые стояли при въезде. На месте взлетной полосы, теперь тир стрелкового комплекса "Сапсан-Спорт".

 Аэродромы Киева

Авиабаза Васильков

Аэродром построен в начале ХХ века. В 1938 году на нем служили 2 истребительных полка, вооруженные  современными для того времени самолетами – И-16 и И-15б.  С 1950 года на аэродроме постоянно несут вахту истребители ПВО, только название воинских частей меняется. Сейчас на боевой вахте - 40 бригада тактической авиации, в ее составе 6  МиГ-29.

В 2008 годы рассматривался вариант строительства гражданского аэропорта вместо военной базы. В проекте указывалось, что постройка нового аэропорта, вместо Жулян, экономически весьма перспективно. Затраты на создание транспортной логистики будут минимальны, ведь рядом проходит автотрасса Одесса-Киев и ж/д магистраль.   



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться