4 кита киевского смога
Киев окутанный смогом уже не исключение для страны, - говорит Татьяна Тимочко, председатель Всеукраинской экологической лиги.
Все большие или промышленные города Украины имеют схожие проблемы: Днепр, Львов, Запорожье, Кривой Рог, Мариуполь.
Так что формирует смог?
Автотранспорт
"В течение всего года фиксируются превышение формальдегида, диоксида углерода, диоксида азота на перегруженных трассах, бульварах и проспектах, где есть очень большое количество автомобилей. Именно превышение выбросов формальдегида показывает, что основным загрязнителем атмосферного воздуха в Киеве является автомобильный транспорт ", - перечисляет Татьяна Тимочко.
"Только в Киеве зарегистрировано 1 миллион автомобилей", - добавляет Александр Чистяков, эколог Национального экологического совета Украины, - "поэтому мы считаем, что это самый большой загрязнитель. Кроме выбросов от сжигания топлива, есть еще очень опасные выбросы от истирания автопокрышек. А каждая шина за год использования теряет до 1 килограмма своего веса. Ежедневно 5 тонн шинной пыли оседает вблизи городских трасс".
"Некачественное топливо", - продолжает Тимочко, - "тоже добавляет в воздух частицы смога. А у нас в стране нет государственного контроля за качеством топлива. Экоинспекция впервые за 10 лет смогла проверить автозаправки".
Пожары
"Существенным фактором задымленности является сжигание сухой растительности в весенний период в частном секторе Киева и в окрестностях города, возгорание торфа, лесные пожары", - продолжает Тимочко. - "Горит везде, прошлым летом горел и Чернобыльский лес, и заповедник в Луганской области".
"Мы несколько десятилетий назад считались самой зеленой столицей Европы", - вспоминает Чистяков. - "А сейчас весной горит камыш на водоемах, а рыба в огне не будет нереститься. 50 тысяч пожаров по стране за прошлый год, вся страна охвачена огнем. В огне гибнут животные, насекомые, красномкнижные редкие растения ".
"Да, сейчас штрафы за сжигание травы значительно подняли", - добавляет Татьяна Тимочка, - "но надо накладывать санкции не на поджигателя, а на собственника земли. Не секрет, что многие сельхозпользователи не хотят тратить деньги и ведут хозяйство по старинке - кого нанимают, чтобы сжечь стерню ".
Промышленность
Спад производства не влияет на количество загрязнения. Устаревшее оборудование не позволяет снизить выбросы. А когда будет подъем экономики, то выбросов станет еще больше.
Эколог привела цифры, согласно которым уменьшение выбросов если и происходит, то незначительно.
"Относительно выбросов углекислого газа. В 2019 их было 199 миллионов тонн, в 2018 году их было 203 миллиона тонн. В 2012 году это было 201 миллионов тонн. Эти вредные вещества находятся примерно на одном уровне. Прямой корреляции, уменьшение производства и уменьшение выбросов, нет", - отметила Татьяна Тимочко. - "Еще стоит учесть, что Украина от российской агрессии потеряла многие предприятия Донбассе и Крыму, и они сейчас не работают".
В Европе на каждом источнике выбросов стоят датчики автоматического мониторинга. Нарушил нормы - плати и много, и все это происходит почти в автоматическом режиме. А у нас инспектора по экомониторингу то не пустили на предприятие, то "договорились".
Системы автофиксации выбросов с 2016 года работают в Донецкой области - Краматорске и Мариуполе.
"Прежде всего, нужно установить в Киеве новые станции мониторинга, которые измеряли бы твердые частицы пыли, диоксид азота и диоксид серы. Система, которая сейчас работает, установленная еще в семидесятые годы, и она этого всего не читает. Установлены две системы в двух районах, но на данный момент этого мало", - отмечает Александр Чистяков. Еще три станции должны заработать осенью.
"Ибо не секрет, что завод" Энергия "ночью отключает фильтры и работает на полную мощность, так как нет автофиксациии выбросов", - говорит Чистяков - "А на мелкодисперсную пыль, которую выбрасывает Дарницкая ТЭЦ, так как работает на угле, даже современных нормативов нету. Поэтому эпидемия, карантин, а люди вблизи окна не могут открыть ".
"Некорректно сравнивать качество воздуха в Европе и у нас", - подчеркивает Татьяна Тимочко, у нас и у них очень разные требования к качеству воздуха. По ее мнению, надо новые станции мониторинга вводить, чтобы данные смотреть в режиме реального времени.
"Где взять деньги? Так еконалог измените", - отмечает эколог. - "За тонну выбросов СО2 в Европе предприятие платит 25 евро, а у нас 10 гривен. В 2019 году 199 миллионов тонн в страны выбросили, то считайте. К сожалению, большая часть этих денег пошла не в экофонд, а в сводный бюджет страны ".
Рельеф
"Расположение Киева на холмах, на неровной поверхности приводит к зависанию облаков на низкой высоте в определенных частях города", - отметила Татьяна Тимочко.- "А они в свою очередь прижимают выбросы к земле".
Если не хотим жить в противогазе, надо действовать
Время простого наблюдения за состоянием окружающей среды уже прошел, отмечают экологи.
Что делать?
Местные власти не могут самостоятельно принимать жесткие санкции и закрывать предприятия, которые загрязняют окружающею среду. Но:
"Во-первых", - отмечает Александр Чистяков, - "Киев должен прекратить уничтожение зеленых зон. Прекратить давать разрешения на вырубку деревьев для высотного строительства. Прекратить бездумное кронирование деревьев, когда срезают все и надо ждать 5 лет, пока дерево снова станет "зелеными легкими".
Во-вторых, строительство новых развязок, запрет парковки на проезжей полосе - сделать все, чтобы город не стоял в пробках. Достроить кольцевую дорогу, чтобы большегрузный транспорт вообще объезжал город. Создать пылевые барьеры вдоль трасс.
В-третьих, запретить эксплуатацию устаревших маршруток, что сейчас тянут за собой черный шлейф выбросов. Наладить движение общественного транспорта, отдавать предпочтение развитию - электротранспорта. И развитие веломаршрутов, поскольку сейчас велосипедистам вредно для здоровья ездить "грязными" от выхлопов автотрассам".
Что нам ждать от природы этой весной?
"Ничего хорошего", - говорит Александр Чистяков. Он отмечает, что уже надо пересматривать привычный уклад жизни, особенно это касается сельхозников.
Глобальное потепление наступает. По прогнозам, 2021 будет теплее прошлого года, хоть и 2020 побил рекорды по количеству жарких дней.
Мы постепенно мигрируют на климатический юг, за 10 лет продвинулись на 250 километров, степь превращается в пустыню.
Мы забываем, что такое весенние грозы. Почти каждый дождь сопровождается порывистым ветром и упавшими деревьями. Ждем суховеи, пыльные бури, ливни с ураганами.
Привычного уюта у воды не найдем, за 20 лет в стране пересохло 10 тысяч малых рек.