Антон Дундий: как не просто выжить в кризис, но и успешно развивать свой бизнес в Украине

Основатель микрофермы «Родинний Добробут» Антон Дундий рассказал, какой бизнес пользуется в Украине успехом, не смотря связанные с коронавирусом ограничения

Введенные на фоне пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 локдауны сильнее всего отразились на малом и микро бизнесе, особенно – на продавцах. А регулярные сводки деловых новостей свидетельствуют о закрытии целых сетей ритейла, причем во всех странах. Поэтому, более чем удивительно узнать, что существует бизнес, который развивается именно в новых условиях. И это не только предприятия по производству масок, вакцин, или велосипедов и скутеров, как можно себе представить в контексте пандемического бизнес-мейнстрима…

"Родинний Добробут" – микроферма под Киевом по выращиванию органической продукции – заняла свою уникальную нишу на рынке и не ощущает кризиса текущего дня. Ее идейный вдохновитель и лидер – Антон Дундий рассказал в интервью для издания "Комментарии" особенности ведения такого бизнеса в реалиях 2021 года.

"Для нас не стоит вопрос выживания, мы достаточно стабильно себя чувствуем"

– Как, все-таки, называть ваше направление в категориальной шкале мелкого и среднего бизнеса?

– "Родинний Добробут" – это кооператив, органическое производство зелени и овощей. Или СОК (Сільскогоподарський обслуговуючий кооператив), а я являюсь главой кооператива. Мы работаем с 2015 года, и сейчас у нас 80 участников-единомышленников. Кто-то инвестирует, кто-то работает в команде.

– Да, но в мире немало ферм разного формата, а во время затяжного пандемического кризиса даже многие классические сельхозпроизводства находятся в трудной ситуации. Как вам удается выживать в новых условиях, которые диктует бизнесу коронавирус?

– Как ни странно, но для нас не стоит вопрос выживания, мы достаточно стабильно себя чувствуем. Потому что работаем в той нише, которая все равно будет обеспечена клиентами. К тому же мы доставляем товар покупателю напрямую, а не через посредников. Доставка пока что осуществляется в пределах Киева. Стараемся охватить локально жилые комплексы, чтобы не "разбрасываться" точечно в разные районы. Но исключений нет – работаем со всеми категориями заказчиков.

– Действительно, в период закрытия рынков и ритейла, в мире развивается такое направление прямых доставок. Помните, когда в начале пандемии испортилась продукция мелких фермеров, которые ждали, что вот-вот откроется торговля? В Германии, во Франции и Испании фермеры приноравливаются обслуживать своих заказчиков напрямую.

– Да, за границей есть аналогичные бизнесы поставок продукции напрямую. Америка и ЕС работают по системе предоплаты, когда люди делают предоплату на год и договариваются, что именно они получают стабильно в месяц конкретную продукцию.

У нас такая схема не прижилась, потому что у людей в принципе нет доверия – вдруг, не то привезут, или обманут по качеству, или вообще обманут... И людей можно понять.

Потому мы решили внедрять комбинированную схему. Можно отдельно инвестировать в теплицы и получать как продукцию, так и прибыль. А можно отдельно покупать продукцию по факту созревающего урожая. Тогда людям понятней, во что они инвестировали и что купили.

Поэтому мы перешли к заказам не за неделю или за месяц вперед, а в конкретный день сбора продукции. В этот день можно заказывать, и продукция точно будет свежая. Этим подходом мы существенно отличаемся от ЕС и американских проектов. 

Кроме того, люди, со своей стороны, становятся более осознанными в своем пищевом выборе. Соответственно, появляется все больше клиентов, конкретно городских жителей, заинтересованных в экологически чистом, органическом, свежем продукте – буквально "только с грядки". 

Поэтому у нас другая сложность – распределение урожая в условиях его минимума. Все сложнее удовлетворить всех клиентов. Спрос есть, а вот предложение только начинает расширяться. И люди обижаются, что нет того количества, которые изначально заказывали. Хотели 10 корзин, а вышло только 3…

– Что собой представляет ваша корзина?

– Это определенный стандартный набор овощей и зелени. У нас на сайте представлены корзины разные по объему, ценовой категории и составу.

Но мы не складируем нашу продукцию в классическом смысле. То есть, не формируем заказы из собранного, а собираем максимально свежий урожай под заказ.

Правда, есть проблема – это пропаганда нашей продукции. Мы расширяем ассортимент полезной зелени, а люди (обобщая) привыкли заказывать огурцы-помидоры. У нас же в теплицах, кроме этой продукции (те же огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки) расширяется ассортимент разнообразных полезных салатов, разных видов капусты, которые и являются составляющими здорового питания с максимально сбалансированным набором полезных веществ. Вот взять хотя бы бок-чой – нечто среднее между сельдереем и салатом. Он уже стал популярен у наших клиентов. Потому весомая часть нашей работы – это ещё и разъяснение покупателям о пользе правильного здорового питания.

"У нас задействованы круглогодичные теплицы со всеми специализированными циклами органического производства"

– Расскажите нашим читателем о предыстории предприятия.

– Начинали мы с пустой земли и за 5 лет сделали большой рывок: 20 гектаров открытого грунта, 8 тыс. кв. метров теплиц, собственный вегитарий… Это, по сути, теплица нового поколения, где формируется не просто закрытое пространство, а с учетом всех внешних погодных и географических факторов. Такая теплица позволяет значительно увеличить период выращивания овощей, зелени, фруктов и ягод. Это самая выгодная и эффективная система использования закрытого грунта.

В 2016 мы ещё продолжали заниматься сезонным выращиванием, а в 2017 начали строить первые теплицы. И, начиная с 2018 года, у нас задействованы круглогодичные теплицы со всеми специализированными циклами органического производства.

– Обычно люди на своих огородах высаживают культуры с учетом лунного календаря, или просто стараются посадить на растущую Луну. Как считаете, это правильно?

– Стараемся, конечно, сажать все по лунным циклам. Но в силу того, что теплицы круглогодичные, не всегда получается выбирать самое лучшее время. Выбираем оптимальные, более благоприятные дни. Не идеальные, потому что идеальных дней в месяце может быть, например, 5, а мы сажаем все время. Но мы больше ориентируемся по биодинамическому земледелию, когда учитываются не только фазы Луны, но других планет. Но это более глубинные знания и практика. Простым огородникам однозначно советую использовать хотя бы лунный календарь. Но для органического результата урожая важна не только Луна…

– А как покупателю знать, что ваше производство именно органическое?

– Это процедура специальной сертификации всего цикла производства. От почв – до конечного хранения готовой продукции. Сначала сертифицируется земля: насколько она чистая, что на ней выращивалось, и как давно. Какие на ней применялись химические удобрения и химзащита. Была ли пауза в обработке и эксплуатации земель. Сертифицируется все производство: как выращивается и как собирается продукция, не контактирует ли она с опасными веществами. Оценивается сама продукция. Сертифицируется даже складирование.

В ходе этого процесса мы должны предоставить истории наших полей, собрать по сельсоветам все документы. Это сложно. Надо собрать и предоставить очень много подтверждений.

Да и в процессе нашей работы тоже продолжается сертификация, потому что сертификат каждый год переиздается. Проверки регулярные: 2 раза в год проверяют системно и 2 раза неожиданно.

Теперь проверки ужесточились – 4 раза в году происходят только стандартные. Всё идет на анализ: грунт, растения, плоды. Если у комиссии есть какое-то подозрение – анализы идут в лабораторию в Германию.

Когда мы ещё только начинали, то в Украине было сертифицировано только 10 ферм, и мы были среди них. Ездили на семинары и проходили обучение в Голландии с их органическими теплицами.

Это все длительный адаптивный период.

– А как насчет удобрений и защиты растений?

– Тут тоже все давно продумано: все удобрения и защита должны быть не химические, а органические. Препараты основаны на грибках или вытяжках из грибков. В Украине есть всего несколько системных производителей такой органики.

Конечно, препараты органики более слабые, чем химические. Поэтому в органическом производстве всегда надо быть на чеку. При первых признаках угрозы порчи необходимо сразу реагировать. А борьба с вредителями в органическом производстве – это насекомые-энтомофаги, те, кто ест вредителей.

Насекомых, в свою очередь, также разводят специализированные организации, которые имеют аналогичные органические сертификаты, у нас с ними подписаны договора. Правда, есть проблемы по количеству особей. Из-за границы теперь доставить насекомых сложней из-за карантинных ограничений. Стараемся заказывать в Украине.

– А как происходит опыление в таких теплицах-вегитариях?

– Есть много способов механического опыления в теплицах. Но поскольку у нас органическое производство, то все его фазы максимально приближены к естественным условиям. Оптимальный вариант – это опыление насекомыми. Конкретно у нас – это шмели. И им у нас в теплицах тоже хорошо. Для них можно обустроить место обитания – полую колоду, которая предварительно обрабатывается и дезинфицируется дымом…

В любом случае – все подходы только натуральные, без химии.

"С властью не взаимодействуем, и это проблема"

– Это все довольно трудоемко. Существуют ли какие-то форматы сотрудничества\помощи от государства?

– С властью не взаимодействуем, и это проблема. Не в смысле некой налогово-льготной политики, а в смысле пропаганды здорового питания вообще. Это касается не только нашего кооператива. Ведь чтобы люди нормально питались, им нужно доносить инфу о том, почему это полезно. Наше информирование идет на уровне конкретного клиента, а нужно проводить ликбез на уровне государственных программ, для того, чтобы люди становились здоровее. Тогда было бы больше стимулов развиваться такому направлению, как наше. Можно было бы ещё сделать некие упрощенные правила доставки. Но это не настолько важно. Важнее развивать само направление.

– Например?

– Нам не нужны дотации или компенсации. Нас надо поддерживать в социальных проектах, их развитие в громадах: создание благоприятного места проживания, труда и отдыха.

Центральным должен стать проект органического производства и здорового питания, а уже вокруг него нужно наращивать сопутствующие проекты.

Потому что у каждой такой фермы более тесные отношения не с государством вообще, а с конкретной ОТГ, с её жителями и её проблемами, которые можно решать и развивать совместно.

Это не о зарабатывании денег, а об улучшении жизни в селе. Мы хотим создать детский лагерь возле фермы, чтобы новое поколение людей собственными глазами видело органическое производство, животных, которые бы жили в заповеднике, т.е. в диких условиях, а не в заграждениях и курятниках. Чтобы дети могли с ними общаться. Одним словом, приблизить детей к природе. У нас очень много продумано таких проектов.

Мы могли бы создавать их на уровне трехстороннего сотрудничества: ОТГ, государство и мы, когда каждый вкладываться своими ресурсами и возможностями.

Например, можно начать с территории наших ферм-теплиц, потом расшириться. Чтобы вокруг ферм создавать чистую экозону. Да, это большие деньги для нас как для бизнеса, но небольшие для государства.

ОТГ может на уровне местной власти дать добро таким проектам, государство – выделить средства на создание заповедных зон, а мы своими силами будем реализовывать конкретные, сопутствующие нашему органическому бизнесу, экологические проекты.

– У вас есть возможность расширения? Вы это имеет в виду?

– Конечно, мы же развиваемся не только благодаря реализации готовой продукции, но и по принципу инвестиций. Есть долевое участие инвесторов, которые вкладываются в расширение, в обустройство новых специализированных теплиц и получают доход от реализации. Это паевые участники, которые не меньше нашего заинтересованы в успехе бизнеса.

"Мы предлагаем инвесторам выбор"

– А кто и как у вас работает? Это же постоянный труд, с учетом специфики выращивания…

– Есть сезонные рабочие, есть волонтеры. Оплата зависит от многих факторов – от выработки, от урожая. Все решается индивидуально. Есть те, кто приезжает отдохнуть на такой работе. Есть те, кто специально работает, желая приобрести ценный опыт. А есть и те, кто работает ради здоровой продукции. И мы приглашаем к участию новых коллег. Кого – на работу, кого – инвестором.

– На каких условиях?

– Обычно, в конце каждого расчетного полугодия мы предлагаем инвесторам на выбор: получить свой доход или реинвестировать его снова в действующие проекты, ведь мы постоянно расширяемся.

У партнеров появляются вопросы: зачем мне снова вкладывать, ведь процент не такой уж и большой?

Но давайте посчитаем вместе: возьмем вклад в 250.000 гривен и доходность в 31% годовых. Если ежегодно реинвестировать, то на третий год ваша процентная ставка составит 53% годовой от первого взноса, а в среднем по годам это будет 42%. То есть, если вы три года подряд реинвестирует, то за каждый год получили 42% годовых, а не 31. Заметьте также, что это не только увеличение своих денег и прибыли, вы также увеличиваете и укрепляете предприятие, частью которого владеете, и уменьшаете свои риски.

Что уж и говорить о вкладе на 10 лет? Так можно и подарок сделать вашим детям или внукам – на вырост предприятия и на вырост их дохода.

– Давайте вернемся к расширению. Так какие планы?

– Планируем производить сопутствующие продукты: консервацию, сушку, выращивать грибы, не шампиньоны, а шиитаке и другие более сложные и полезные виды.

Сейчас мы получаем сертификаты под Одессой и под Харьковом, и с другой стороны Киева, чтобы упростить логистику.

Хочется создать такие комплексы теплиц под каждым городом-миллионником. И, конечно, на нашей базе развить эко-туризм. Проводить обучающие туры и мастер-классы по органике.

– Ну и не могу не спросить о вашем отношении к открывающемуся рынку земли…

– У нас вся земля в собственности, нам ничего особо не угрожает, а продавать мы не собираемся. Только покупать.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться