Акциз на топливо возвращается: как изменятся цены на бензин в Киеве
Что говорят чиновники, эксперты и как к этому относятся водители
Решение частично вернуть акцизы на топливо почти не повлияет на цены розничной торговли, но позволит наполнить государственный бюджет налогами. Такой прогноз на брифинге сделал министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, передают "Комментарии".
Министерство инфраструктуры Украины предложило, а правительство поддержало законопроект о частичном возврате ставок акцизного сбора на топливо. Взыскание акцизов Верховная Рада отменила в марте этого года из-за острого кризиса на рынке топлива. Ситуация стабилизировалась в июле.
"На сегодняшний день топливо уже есть на всех заправках. Мы видим это по всей стране, по всем регионам — как большие сети, так и малые сети. Несмотря на произошедшую коррекцию курса национальной валюты, все равно цена на некоторых сетях продолжает даже падать, несмотря на повышение курса. Это обуславливается тем, что стоимость топлива на мировых рынках нефтепродуктов уменьшается", — отметил Кубраков.
Теперь украинские чиновники планируют вернуть ставки акциза на бензин и дизель на уровне 100 евро за 1000 литров. До полномасштабной войны акцизы на бензин и дизель в Украине составляли 213 и около 140 евро соответственно.
"Евросоюз имеет соответствующую директиву, которой установлен минимальный уровень акциза на бензин – это 359 евро [за 1000 литров]. Например: в Германии ставка акциза на бензин — 654 евро, в Польше — 276, в Румынии — 373, в Словакии — 555 евро", — проинформировал министр инфраструктуры Украины.
По его словам, решение о частичном возвращении акциза вынужденное. Это позволит пополнить государственный бюджет, чтобы иметь возможность ремонтировать и восстанавливать уничтоженную в результате обстрелов российских оккупантов инфраструктуру.
"Мы рассчитываем, что сейчас цена на мировых рынках продолжает падать. Повышение акциза частично, а не в том объеме, что был до войны, я надеюсь, что розничные цены, например, на дизель вообще не будут изменены, а на бензин будет незначительно, если такая тенденция на рынке сохранится, и если наши законопроекты будут поддержаны в ближайшее время Верховной Радой", — сказал Кубраков.
Льготный налог на добавленную стоимость на топливо планируют сохранить на уровне 7%, к марту этого года действовала ставка 20% НДС. Кроме того, в законопроекте также предусмотрен частичный возврат акциза на газ.
Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков добавил, что в случае принятия в ближайшие недели законопроекта о возврате акциза новые правила могут заработать уже с 1 сентября или в начале октября. Чиновники посчитали, что возврат акциза на топливо позволит обеспечить поступление в госбюджет в 2-3 миллиарда гривен в месяц.
"Я надеюсь, что на дизель и бензин или не будет вообще изменений розничных цен, или будет незначительное [подорожание]. Незначительное – это в пределах погрешности", – подытожил Кубраков.
Эксперт по экономическим и политическим вопросам Георгий Биркадзе оптимизма министра инфраструктуры по ценам на топливо не разделяет. "Я думаю, что подорожание будет однозначно. Просто это не будет в таком масштабе, как это было до войны и сейчас, но подорожание будет однозначно. Вы его увидите. На пять гривен будет точно", – прогнозирует Биркадзе.
По его мнению, из-за войны войны и роста цен многие бизнесы ушли "в тень", а налоги могут только увеличить количество таких предпринимателей.
"Здесь нужно говорить: мы хотим военную экономику или экономику либеральную. Я понимаю, что во время войны не время говорить о либеральной экономике. Я считаю, что должно быть комбинированное решение. До войны у нас "в тени" экономика была 25–30%, сегодня уже 50%. К сожалению, из-за войны люди закрываются и нет такой открытости, которая должна быть", — прокомментировал инициативу Министерства инфраструктуры Украины эксперт в эфире телемарафона.
Биркадзе выразил надежду, что восстановить разрушенную во время войны экономику Украине помогут международные партнеры.
"Я надеюсь, нам помогут, мы выберемся. Я уверен, что победа будет за нами, и мы все восстановим. Я уверен, что этим сейчас занимаются профессионалы, и мы увидим в ближайшее время результат", — подытожил специалист по экономическим и политическим вопросам.
Журналист телеканала "Киев" расспросил столичных водителей, как они относятся к возвращению акциза и подорожанию топлива. Вот что думают об этом владельцы автотранспорта:
— Я думаю, что в принципе это можно сделать, но чтобы акциз был какой-то небольшой. Нужно ремонтировать дороги и так далее — в принципе это нормально, но у нас так понемногу не умеют, у нас если влупят, там минимум как раньше 10 гривен с литра, то это не очень здоровая ситуация.
— Сейчас и так высокая цена на топливо. Понимаете, поднимется цена на топливо – поднимутся цены и на продукты питания. Топливо у нас такой товар, который поднимает все. Все цены поднимутся автоматически, и поднимутся не на 10%, а на 15-20%, потому что каждый будет закладывать риски.
– Я думаю, что не стоит. Оно и так скоро два евро будет.
За последнюю неделю цены на бензин в Киеве немного снизились. Купить его на столичных АЗС 15 августа в среднем можно было за около 50 гривен за литр, на элитных заправках цены выше.
По мнению эксперта рынка нефтепродуктов Леонида Косянчука, цены на топливо по возвращении акцизов будут зависеть от нескольких факторов, но подорожание будет ощутимо.
"Если акциз станет 100 евро за 1000 литров при сохранении НДС в 7%, то это будет на бензине предпосылки для подорожания 4,5 гривны, на дизельном топливе — 4 гривны. Если НДС вернут в полном объеме в 20%, эти цифры увеличатся вдвое просто", — прогнозирует эксперт.
По его прогнозу, увеличение цен, скорее всего, не будет резким в премиальном сегменте, потому что большинство элитных брендов торгуют топливом с максимальной наценкой и имеют собственные источники поставок в Украину. На таких АЗС есть возможность повышать цены постепенно в соответствии с ситуацией на рынке.
"За два месяца европейский рынок, а от него зависит цена в основном у нас сегодня, потому что у нас только из Европы поступления, на 460 долларов цена упала на бензин, и на 360 понизилась цена на дизельное топливо. И это как раз выровняло все эти проблемы с курсом гривны", — пояснил Косянчук.
Ситуация будет более сложной для мелких сетей, считает эксперт. Сейчас некоторые из операторов работают в ноль, а то и в убыток из-за того, что топливо закупили по одной цене, а продавать потребителям пришлось, когда цены упали. Если цены на топливо в Европе перестанут снижаться, а в Украине вернут акциз на топливо, то подорожание цен почувствуют все.