"Любой мой клип набирает миллионы просмотров": интервью с украинским клипмейкером и режиссером Леонидом Колосовским

Известный клипмейкер дал интервью порталу "Комментарии"

– София. Привет, я Соня. Сегодня мы отойдем от темы политики и поговорим с человеком, прямо относящимся к креативной и современной Украине, с человеком, который снимает клипы для топовых украинских и не только артистов. С нами сегодня режиссер Леонид Колосовский. Спасибо, что вы пришли. Перед тем, как начать это интервью, я искала информацию о вас как о человеке, а не о режиссёре.

– Леонид. Удалось?

– София. Трудно, потому что все же социальные сети дают информацию о работе, они на это "заточены". Скажите откуда вы? Какое у вас образование, что можете рассказать о своей жизни?

– Леонид. Впервые мне задают такой вопрос, откуда я родом. Родом я из славного города Житомир, там родился в семье инженеров, учился в 23 школе, сегодня это уже гимназия, я ее уже заканчивал как гимназию. Учился средне, не могу сказать, что у меня были какие-то успехи, но любил творчество всегда: я играл в группе, была поп-рок группа. Потом я поступал на юридический факультет, но не поступил в первый год после окончания школы.

– София. Почему не поступили?

– Леонид. Мне не хватило баллов, я на бюджет поступал в Харьковскую юридическую академию, вернулся в Житомир, проучился еще год в техникуме на юридическом отделении и только год спустя я уже поехал учиться в Киев.

– София. В школе – творческий человек: группа, музыка. Почему юрист?

– Леонид. Было такое время, когда нужно было выбирать профессию, отец немного повлиял в плане выбора направления обучения, потому что я рассматривал технические науки и отец спросил, что тебе легче: решить геометрическую задачу или написать стихотворение? Я ему ответил, что, конечно, стихотворение. Это была ловушка, потому что он сразу сказал: "Вот видишь, ты – гуманитарий, значит, будешь поступать на это направление".

– София. Как было учиться, когда душа музыкальна?

– Леонид. Я отлично это соединил, все сложилось следующим образом: поскольку я проучился в техникуме первый год, то прошел очень много основ, которые на первом курсе любого вуза дают, поэтому, когда я поступал, мне было довольно легко, потому что я был "подкован" ". Несмотря на это, я закончил юрфак с "красным" дипломом. С первых дней института я понял, что все равно буду играть. Я уже в институте собрал творческий коллектив, группу, она называлась СВЧ (союз свободных чуваков), это был ска-панк вместе с поп-музыкой. Когда я пришел в учебное заведение, то попросил показать мне актовый зал, тогда я увидел, что классный актовый зал, здесь можно выступать, репетировать, меня это устраивает. Одним из критериев выбора вуза был именно актовый зал.

– София. Учился и сразу играл, кто писал музыку?

– Леонид. Я писал и текст и музыку, на третьем курсе подписал контракт с продюсерским центром, официально стал артистом, у которого была зарплата. С третьего курса я совмещал работу и учебу.

– София. А почему не пошел по направлению солиста, участника группы, почему сейчас ты – режиссер?

– Леонид. Жизненные обстоятельства, жизнь – это волны, как в серфинге, ведь непонятно, куда тебя занесет. Ты направляешь эту доску и непонятно, куда тебя выведет волна. Я начал активно запустился как артист, записал альбом, мы этот альбом выпустили, сняли клип на пленку. Это был 2006 год. В 2008 году, когда был большой экономический кризис, было не до артистов, не до выступлений, и с того момента мне предложили подрабатывать на съемках. Я подрабатывал и до сих пор это делаю.

– София. Что это была за подработка?

– Леонид. Я был администратором на клипе у Натальи Морозовой, режиссер – Владимир Якименко. Этому периоду я очень благодарен, потому что многому научился: как искать локации, кастинги, находить людей, как нарезать бутерброды и сколько нужно закупить песочного печенья на кейтеринг.

– София. Когда началась собственная карьера режиссера, какой это был год? Как это произошло?

– Леонид. Это был 2013 год, клип "ДИО.Фильмы" Дантеса и Олейника "Все наоборот", это была дебютная режиссерская работа.

– София. Ты написал ее и продал им.

– Леонид. Да, это была моя песня.

– София. Насколько я понимаю, ты до сих пор пишешь, выполняешь сам, и мы это можем увидеть в Инстаграме, YouTube. Почему ты еще не записал это? Почему мы до сих пор не можем этого послушать?

– Леонид. Это хороший вопрос, на который я до сих пор ищу ответ, мне затруднились ответить, почему не сложилось. Думаю, что я не готов, я не могу уделить этому нужное внимание. Когда я работаю для кого-то, мне хочется больше отдавать, я готов работать над этим намного дольше, подробнее, но когда я делаю для себя, то не готов так много энергии и сил вкладывать в себя, плюс перфекционизм – это минус, потому что все имеет быть идеально и именно тогда я покажу это миру. Я почти год не слушал свои треки и буквально неделю назад включил какую-то подборку, а у меня их записанных в демовариантах около 80 треков, я послушал где-то 20 и понял, что большинство из них талантливо написаны. Вопрос ваш: "Хотите ли вы все-таки записать…", то я уже 10 лет делаю "все-таки хочу записать", давайте я все же это запишу и тогда это будет факт.

– София. К примеру, трек записан, вы доволен, кто снимет клип для Леонида Колосовского? Были ли такие мысли?

– Леонид. Да, были такие мнения. Я думаю, что сам сниму. Но опять же нужно дойти до этого процесса, когда во мне включается артист, выключается, наверное, режиссер. Я думаю, что я бы снял сам, но если мы когда-нибудь дойдем до этого момента, то тогда и посмотрим. У меня есть список режиссеров, которых я уважаю и с которыми мог бы это сделать.

– София. Мы как раз затронули мой следующий вопрос. Сейчас у вас есть человек, режиссер, возможно мирового уровня, на котором вы равняетесь? Что-то берете, учитесь, что-то перенимаете?

– Леонид. Недавно мне задавали подобный вопрос, причем его задавали коллеги по индустрии, наверное, это плохо, что у меня нет такого человека. Я не могу сказать, что у меня есть десять клипмейкеров, клипы которых я смотрю, уважаю, и они мне нравятся. Да, я знаю в основном имена клипмейкеров из 90-х: Йонас Окерлунд, Марк Романек, Ховард Гринхол. Есть ребята, которые что-то внесли в режиссуру музыкальных видео, за которыми я сейчас не слежу, потому что они сейчас ничего не выпускают, но я не назову вам имен клипмейкеров, которых я фоловлю и чьи работы меня увлекают.

Сейчас большинство режиссеров сочетаются в каких-то конгламерациях или в бутик-ателье, креативных ателье, таких как "Канада" или "Движ ин Париж". Это объединение режиссеров "talent agency", объединяющих в себе разные творческие единицы, там что не клип, то шедевр, и я, конечно, слежу за этими ребятами. Есть несколько фестивалей музыкальных видео, за которыми я тоже слежу, в некоторых из них я участвую, смотрю их, и каждый год появляются качество новые имена и это классные клипы.

– София. Вы близко "дружите" с социальными сетями: Инстаграмом, Тик-Током, потому что я слышала, что нет, что вы не спешите за трендом подписчиков, популярностью, как сейчас ваши "отношения" с Инстаграмом? Кого вы читаете, ругаете, часто ли сидите в интернете? Что вам дает Инстаграмм?

– Леонид. Мы, скорее всего, такие дальние приятели, мы не друзья, мы узнаем друг друга на улице, если что-то мимо не пройдем, поздороваемся, возможно, даже не пожмем друг другу руки. Но он отнимает слишком много у меня времени, я обратил внимание, что Инстаграм вызывает у меня чувство зависти, которое мне не очень характерно в жизни, то есть, я не завидую людям или успехам, просто когда пролистываешь ленту Инстаграму, то создается впечатление, что ты вообще не живешь, что все живут, а ты – нет.

– София. Инстаграмы под то и настроены, чтобы показать идеальную картинку идеальной жизни, например, в Тик-Ток люди больше склонны говорить о своих проблемах.

– Леонид. Тик-Ток – это все же творческая сеть, там нужно подумать, как слепить, склеить, как сделать монтажный ход или как удержать динамику, подставить музыку, все же это творческая сеть. Инстаграмм – это позерство, ода самовлюбленности и именно поэтому у меня сразу не сложились отношения с Инстаграмом, мне давали важные рекомендации, как вести его активно, профессионально, мне интересно этим делиться, это очень подпитывает. Я уже говорил, что количество энергии, которую режиссер тратит на придумывание и реализацию проекта, вообще не отдается ему в том же формате и объеме публикой. Это не артист, который вышел на сцену, здесь отдал и сразу получил обратно, то есть, колоссальное количество энергии тратится, а взаимный получаем качество рекомендации, когда кто-то тебя респектирует из твоих коллег, а зрителю вообще верить не стоит, потому что в основном комментируют артиста, а не сам ролик. Возможно, кто-то из критиков напишет приятные слова и это, безусловно, поддерживает, но приходится искать и другие источники дофамина.

– София. Не хочется вам как режиссеру больше внимания к своей персоне, чтобы больше комментировались, как круто сделана работа, то есть больше комплиментов, обсуждений работы.

– Леонид. Уже нет.

– София. Но было.

– Леонид. Да, потому что сначала это очень важно. Пока профессионал не доказал себе какие-то моменты, свое стремление, свои намерения, цели, то его, конечно, нужно поддерживать, потому что нет такого количества работы, бюджетов, благодаря которым можно экспериментировать, воплощать свои идеи, поэтому нужно все пороты. Я вам больше скажу, я до сих пор, учитывая то, что я давно по этому делу, но все равно приходится пороть, бороться с бюджетами, всегда есть компромисс между "хотел" и "сделал". Поэтому с самого начала очень важно поддерживать, хвалить, чтобы не опускались руки, потому что сейчас трудно стать успешным и известным клипмейкером.

– София. Есть ли какая-нибудь договоренность? Например, вам звонит помощник какого-нибудь артиста, начинается разговор о клипе, сколько это занимает времени? Начиная с договоренности и заканчивая конечным результатом?

– Леонид. Очень по-разному. Вот сейчас после интервью у меня будут переговоры по монтажу клипа, который мы создали 10 дней назад. Переговоры начались в мае, а сняли клип в конце сентября, вот такой тайминг. Сейчас мир очень нестабильный, мы не знаем, кто куда может приехать, закроют ли производство или нет.

– София. Если взять работу, над которой вы дольше всего работали, например, полгода или год?

– Леонид. Вот эта работа, это, наверное, исключение. Практика – это полтора месяца от переговоров до финального результата. Скажу о себе, меня бронируют за 2-3 месяца, потому что есть несмотря на это работа, надо погрузиться в процесс, то есть за 2-3 месяца меня предупреждают, что бронируют такое время.

– София. Мы живем в достаточно нестабильное время, никто не знает, что будет дальше. Изменил ли карантин спрос на клипы сейчас в Украине?

– Леонид. Конечно, мне кажется, эта сфера одной из первых испытала последствия карантина. Все очень логично: закрытые массовые события – артисты не выступают, если артисты не выступают – у них нет оборотных средств, если нет оборотных средств – они не вкладывают в промоушен, не вкладывают в промоушен – не снимают клипов, а если снимают, то это имиджевые работы. Говорить о высокобюджетных, красивых и качественных работах мы начали полгода назад.

– София. А реклама? Вы тоже занимаетесь рекламой, мы это видим по вашим социальным сетям, это и меньше времени фактически и больше возможности ее реализовать. Как сейчас у вас с рекламой? Как часто снимаете, увеличились ли заказы за последние годы, чего больше рекламы или клипов?

– Леонид. Лично в моей карьере рекламы больше, с рекламой мы хорошие приятели, мы становимся друзьями, иногда встречаемся один раз в неделю и выпиваем, вот такие мы друзья. Мы иногда друг другу надоедаем, встречи не должны быть частыми, но наши отношения развиваются. Я вам скажу, что на карантине это единственная видеосфера, которая продолжала жить. На карантине я не почувствовал дефицита работы, да, были небольшие проекты, отдаленные подготовки, но этот процесс научил нас всем работать отдаленно. Если раньше нужно было постоянно встречаться, то сейчас можно пообщаться по телефону.

– София. В этом водовороте событий, съемок за год у вас есть возможность выйти из этого процесса, куда-нибудь поехать провести месяц для себя?

– Леонид. Нет такого, что нельзя пропускать, это не фильм "Адреналин", что если я остановлюсь, то умру. Я специально сам должен делать паузы, запрос на работы очень большой, и если я не буду делать перерыв, то я не буду отдыхать. В этом году я впервые попрактиковал отпуск в Киеве. Я предупредил всех клиентов, что я не работаю, не принимаю звонков, потому что это все равно будет меня отвлекать. Весь июль я провел для себя, не покидая Киев, и хочу сказать, что это совершенно новый город, в нем столько всего интересного, можно в нем ничего не делать в течение долгого периода. У нас даже те, кто здесь остается, начинают занимать себя делами, а если попытаться отдохнуть в столице месяц как за границей, то это отличный опыт, потому что Киев – действительно классный город, чтобы здесь проводить время.

– София. Какие классные места вы можете назвать с учетом этого опыта? Место силы можно назвать.

– Леонид. Я живу в центре, и все, что связано с центром – это для меня место силы, все зависит от ожиданий. Просто классно выйти из дома и пойти гулять, сесть на скамейке и прочесть книгу, просто потому, что тебе хочется. Я начал заниматься вейком, выезжал в 7 утра на рассвете и через 30 минут, покупавшись и покатавшись, ты получаешь заряд энергии на целый день. Звучит как простые истины, но когда человек 10 лет пахнет и отпуск всегда где-то, то формируется впечатление, что и отдых где-то там. Здесь тоже можно отдыхать, чтобы нейронные связи формировались, что этот город не только для работы и забот.

– София. Этот отдых нужен не только для новых нейронных связей, но еще и бережет от того, что часто встречается у творческих людей, горящих своим делом – эмоционального выгорания. Вас это когда-нибудь коснулось? Вы знаете, что такое эмоционально выгореть?

– Леонид. Да конечно. Любой профессионал, человек, живущий в быстром ритме, встречался с этой проблемой. Все в жизни должно быть гармонично: природа гармонична, времена года меняются между собой, в сутках есть определенные периоды для своих биологических процессов, равно и жизнь человека. На мой взгляд, и моя жизнь должна быть распределена на эти процессы, поэтому надо держать режим, хотя это у меня не получается. Первое, с чего я начинаю, я выборочен к проектам, то есть, я не нагребаю все подряд и больше, чем могу, я хочу, чтобы у меня оставалось желание работать, творить и получать удовольствие от работы. У меня были случаи, когда накладывался проект на проект и я понимал, что третий проект по порядку – это слишком много. Это уже механическая работа, а для режиссера это возможно, но должно быть очень редко, потому что он потеряет свою ценность, к нему перестанут обращаться.

– София. Перед этим разговором мы с господином Леонидом затронули эту тему и вы сказали классную фразу, что нужно задействовать необычные части мозга, делать то, что ты обычно не делаешь. Можно подробнее?

– Леонид. Речь идет о полной смене деятельности, я пока пробую, потому что я весь в творчестве, ею живу, но если творить и получать от этого удовольствие, то самое главное в какой-то момент изменить тип деятельности, поэтому многие выбирают спорт, можно пойти сапать, строить, работать руками, чинить мотоциклы, БМВ с 1985 года, которая никогда нормально не поедет, но этот человек все равно под этим автомобилем лежит.

– София. Отойдем от человека Леонида, который нам очень понравился, вернемся к режиссеру. Какой нормальный ценник клипа, потому что я понимаю, что чем больше ценник, тем лучше.

– Леонид. Я начну издалека, недавно мне прислали приглашение на фестиваль, где я должен был рассказывать молодым режиссерам, как создавать идеи без бюджета, мне было удивительно, почему именно мне об этом написать, потому что я сразу начал работать со средними и выше средними бюджетами.

– София. Средний бюджет это сколько?

– Леонид. Вы меня спрашиваете, а я обхожу эту тему. Наверное, 30 тысяч долларов – это средний показатель качества, там, может быть, мало кто заработает, но мы получаем на выходе качественный материал.

– София. Каков ваш процент из бюджета?

– Леонид. Я не могу сказать, есть мировая практика, в мире режиссер зарабатывает 1% бюджета, у нас этой практики нет. Я слышал, что стоит на такое переходить, не на фиксированный гонорар, а на процентный, но если говорить о музыкальных клипах, то в этом контексте мы говорить не сможем, потому что мы делаем дискаунты, мы можем реализовать какую-нибудь творческую идею, чтобы не тратить больше чем можем потратить. Почти всюду мы идем на уступки.

– София. Тогда мы можем придти к выводу, что у клипмейкеров в Украине есть своя цена.

– Леонид. Да, это гонорар, кроме того, когда "сгорела хата, гори и сарай", когда пошли переработки, 25 часов, тогда режиссер машет рукой и говорит, чтобы дальше за мой гонорар, потому что невозможно остановиться. Клипы не снимают ради денег, это не коммерческое звено, часто бывает, что режиссер рискует своим гонораром из-за производства.

– София. Вы согласовываете работу над клипом, человек, с которым вы будете работать, оказывает большое влияние на ваш отказ или ваше согласие?

– Леонид. Да, это в первую очередь. Большинство моих коллег не работают с артистами, которых не понимают. Я не люблю низкопробную, некачественную музыку, слишком коммерческую музыку, когда поначалу нет ничего внятного, талантливого. Я должен понимать, почему музыка понравится. Это можно проследить по моему портфолио, когда артист мой, то он возвращается.

– София. Кто сейчас максимально ваш артист?

– Леонид. Трудно сказать, я такой неинтересный, мне сложно сказать. Если посмотреть на все, что я снял за 9 лет, можно охарактеризовать фразой "Серьезно? Ты говоришь, что это твоя музыка? Вот это точно не твоя музыка". Мы затронули только музыкальный аспект, а я говорю о мотивации и она очень разная, чтобы делать проект, иногда это только профессиональная мотивация. Я хочу попробовать что-нибудь новое и у меня есть для этого бюджет, я делаю свою работу хорошо, я готов на это пойти и артист. Иногда мотивом могут стать деньги, за последние годы таких мотивов у меня нет, наконец-то я выбираю то, что мне нравится и мне еще платят за это. Мне уже не нужно ради опыта или денег браться за проект, этот период завершен. Мне кажется, я бы для Дорна что-нибудь классное снял, я хочу снять для Миши Кацурина и мы говорили на эту тему. Я снимаю для Вовы Дантеса, мне не каждый трек "залетает", но я верю в этого артиста и у меня много личностных мотиваций это делать. Это мой друг, я хочу сделать это для него, раскрыть его по-новому, сделать его новым. Ко мне обращаются очень удивительные артисты, и я не понимаю, как они меня нашли.

– София. Насколько вы самокритичны в своей работе?

– Леонид. Да я вообще ненавижу свою работу, я считаю это ужасающе и бездарно. Я видел классные ролики, я понимаю, что я крут, я перестал играть в самозванца, перестал себя винить за все, что не так, я понимаю, что мне есть куда расти. Я видел такие крутые ролики, где у меня челюсть на столе лежала после просмотра, и это зависит не от эффектов или как поставленного кадра, а от режиссуры, которая мысль туда вложена. Потому в каждой работе я вижу и плюсы, и минусы. У меня есть почерк, я его замечаю и он очень разный, я не зациклился на одном жанре, поэтому я попробовал себя в разных стилях и понимаю, что мне удается. Мне многое удается: комедия, танцевальные ролики, драма, черно-белые работы, и я понимаю, как это работает. Именно поэтому меня могут 3 месяца ждать, чтобы я принялся за работу.

– София. Значит, молодым людям нужно производить свой почерк, не упускать возможности. В Украине только 5 лет назад появились кафедры кино- и телеискусства, где людей учат быть режиссерами, поэтому у меня был вопрос, советовали бы вы идти в вуз или лучше опыт.

– Леонид. Я об этом ничего не знаю, быть режиссером – это не просто снимать фешен-кампейны, это уметь организовывать кадр, уметь создавать. Если это музыкальное видео, то создавать ощущения, впечатления от музыки и артиста, давайте назовем это манипуляцией, да.

– София. Вы сейчас отслеживаете свою работу в плане просмотров?

– Леонид. Нет, я давно этого не делаю.

– София. То есть, вы не помните, какой клип набрал больше всего просмотров?

– Леонид. Я это знаю. Есть рекордсмены, у меня же кличка есть "Ленчик-миллиончик", это уже не актуально, но когда-то было. Это связано с тем, что любой мой клип набирает миллионы просмотров.

– София. "Время и Стекло" "Имя 505" – 253 млн, "Госты" – 172 млн, НК "Элефанте" – 151 млн. Что сейчас люди любят смотреть?

– Леонид. Все это немного маркетинг, клипы и реклама – это вопрос трендов, как продать, удержать, как быть актуальным. Желать быть только творцом и плевать на правила – да, такие люди делают историю. Когда я начну плевать на законы, я начну делать историю, пока я делаю продукт.

– София. Будет вопрос блиц, это для того, чтобы мы вас лучше знали как человека.

– София. Ваш любимый завтрак?

– Леонид. Сырники со сгущенкой.

– София. Любимое женское имя?

 – Леонид. Когда-то нравилось Татьяна, не знаю почему.

– София. Любимое место в Киеве?

– Леонид. Пейзажная аллея.

– София. Часто там бываете?

– Леонид. Да.

– София. Любимый фильм ужасов?

– Леонид. Я не смотрю фильмы ужасов, они меня тревожат.

– София. Там тоже может быть красивая картинка.

– Леонид. Может, не помню.

– София. Любимое воспоминание за этот год?

– Леонид. Остров Джарилгач, я поехал с людьми на три дня в туристическую палаточную тусовку, это было самопроизвольно.

– София. Любимое воспоминание с детства?

– Леонид. Помню папа подарил автомат, который брызгал водой, я его очень любил, я был самый блатной в своем дворе. И второе, я когда-то нашел кошелек и там было много денег, я никому не сказал, купил жвачки и дарил детям во дворе и был блатной.

– София. Любимая марка авто?

– Леонид. Mercedes-Benz.

– София. Любимая марка одежды?

– Леонид. Я открыл для себя бренд из Питера "Манка". Пока мне подходит все, что я там покупал.

София. Я благодарю вас, желаю вам не останавливаться, чаще слышать, что вы крут, потому что вы действительно крут и я сама смотрю клипы, которые вы делаете, и очень приятно, что мы сделали такое интервью и немного больше раскрыли вас как человека.

– Леонид. И вам спасибо за такое приглашение, что меня открываете как личность, и вы правы, потому что действительно мало кто спрашивает о личном.

– София. Благодарю вас.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться