100 миллиардов гривен – кто зарабатывает на коммунальных тендерах в Киеве

С начала 2022 года и по октябрь 2023 года столица провела тендеров на 97,1 млрд грн. Так кто эти те счастливцы, которые допущены к разделу столичного бюджетного пирога?!

С начала 2022 года и по октябрь 2023 года столица провела тендеров на 97,1 млрд грн. Так кто эти те счастливцы, которые допущены к разделу столичного бюджетного пирога?!

Дорожные короли столицы 

Как и в любом областном центре Украины, самая крупная статья расходов по инфраструктурным проектам – это ремонт и строительство автодорог. Основными же выгодополучателями являются все те же фавориты "Большой стройки", президентской инициативы, стартовавшей в 2020-м году. 

Основной заказчик строительных работ на столичных автодорогах – коммунальная корпорация "Киевавтодор", потратившая по 1518 договорам 23,87 млрд грн. При этом львиная доля расходов приходятся на пул из пяти компаний:

ЧП "Киевпутьстрой" - 5 млрд 131 млн грн.;

ООО "Автомагистраль-юг" - 5 млрд 47 млн грн.;

ООО "Онур кострукцион интернешнл" - 5 млрд 4 млн грн.;

ООО "Укртрансмост" - 1 млрд 631 млн грн.;

ООО "Ростдорстрой" - 1 млрд 52 млн грн.

Впрочем, ЧП "Киевпутьстрой" входит в состав группы компаний "Ростдорстрой", которой владеют одесские бизнесмены Евгений Коновалов и Юрий Шумахер. При этом Юрий Шумахер является депутатом Одесского горсовета от политической партии "Доверяй делам"", которая с начала своего существования ассоциировалась с одесским градоначальником Геннадием Трухановым. Даже штаб-квартира партии располагалась в Одессе.

Но вопреки такой прямой связи с Одессой, "Ростдорстрой" не ограничился приморским регионом, а стал одним из основных бенефициаров "Большого строительства". Компания выиграла 650 государственных тендеров на 94 млрд грн. Еще 5,3 млрд грн к этой сумме добавил ЧП "Киевпутьстрой".

На втором месте другая одесская компания – ООО "Автомагистраль-Юг" одесского бизнесмена Александра Бойко с 5 млрд 47 млн грн., заработанных на тендерах "Киевавтодора". Всего же на счету компании 174,15 млрд грн. от гостендеров. 

На третьем месте с 5 млрд 4 млн грн компания ООО "Онур кострукцион интернешнл", входящая в состав международного конгломерата турецких бизнесменов Онура и Ихсана Четинджевизов. Всего эта компания выиграла на гостендерах 100,8 млрд грн. 

Что же касается ООО "Укртрансмост" с его 1 млрд 631 млн грн., то оно принадлежит Николаю Карнакову, также совладельцу ряда фирм. Но главное, по данным СМИ, ранее Карнаков работал в компании ООО "Дорожное строительство "Альтком" донецкого бизнесмена Александра Тысленко. Именно фирма последнего была главным победителем подрядов по строительству объектов к Евро-2012.

Само же ООО "Укртрансмост" может быть причастно к хищению денежных средств при ремонте автодорог в Полтавской области совместно с сотрудниками Службы автомобильных дорог в Полтавской области. 

Пассажирский транспорт Киева – для поляков и Петра Порошенко

Впрочем, еще больше, чем на дороги, а именно 25,25 млрд грн за последние несколько лет, Киев потратил на пассажирский транспорт и прочие расходы для КП "Киевпастранс". 

Самым крупным получателем средств (2,28 млрд грн) от КП стал POJAZDY SZYNOWE PESA BYDGOSZCZ SPÓŁKA AKCYJNA – польский промышленный концерн, специализирующийся на производстве поездов, вагонов, трамваев и их модернизации. Компания дважды продавала трамваи для киевского горэлектротранспорта – в 2017-м году 40 единиц на 1,8 млрд грн,  и в 2019-м году еще 10 на 568,4 млн грн, хотя конкурент предлагал их на 63 миллиона дешевле.

Почти полтора миллиарда гривен – 1,479 млрд грн. от КП "Киевпастранс" получил экс-президент Украины Петр Порошенко через дочернее предприятие "Автосборочный завод № 1 ПАО "Автомобильная компания "Богдан Моторс". Последняя же в свою очередь входит в состав группы "Укрпроминвест", принадлежащей Петру Порошенко. 

Впрочем, последний раз "Автосборочный завод № 1 ПАО "Автомобильная компания "Богдан Моторс" выигрывал тендер на поставку 15 троллейбусов еще в 2019-м году. С тех пор дела компании ухудшились, и в октябре 2022 года было объявлено об открытии дела о банкротстве. 

1.16 млрд грн получило на подрядах по ремонту трамвайных путей для КП "Киевпастранс" такое себе ООО "Реммонтаж-строй". При этом директор фирмы "торговал" субподрядами при выполнении этих тендеров, что было доказано в суде. А как писали СМИ, помогал в этой сделке экс-глава одной из дирекций "Киевпастранса" Юрий Курбаль. 

Владельцем компании является некий Игорь Моисеев, данных о котором к открытом доступе крайне мало, и они не дают ответа на вопрос, как и почему фирма с уставным фондом в 80 тысяч гривен получила подрядов от КП более чем на 1 млрд грн.

Согрелись на 18 миллиардов – помощник соратника Януковича и Ринат Ахметов зарабатывают на теплых домах киевлян

17,9 млрд грн – столько на тендерах потратило КП "Киевтеплоэнерго", из которых больше других – 1,087 млрд грн. заработало некое ООО "ФЗ Солюшионз".

Принадлежит оно киевлянину Артему Зайцеву, информации о котором также немного, но подсказкой может быть тот факт, что в далеком 2006-м году он был помощником народного депутата Украины от забытого ныне блока "За единую Украину" Геннадия Руденко. Именно последний был владельцем ООО "Украинские машиностроительные заводы", которое учредило ООО "ФЗ Солюшионз". 

Также Геннадий Руденко во время выборов президента в 2004-м году был доверенным лицом Виктора Януковича на выборах в Полтавской области. Вероятно, у него сохранились связи, которые и помогли ему протолкнуть свое детище на тендеры КП "Киевтеплоэнерго".

952 миллиона гривен от "Киевтеплоэнерго" получило другое КП, принадлежащее Киеву – "Центр коммунального сервиса". Такова цена услуг компании по обработке и учету данных потребителей тепла от "Киевтеплоэнерго". 

Почти 800 млн грн от "Киевтеплоэнерго" по тендерам получило ООО "Киевские энергетические услуги" - такую сумму КП заплатило за электроэнергию, купленную на 2019-й год. Деньги эти пошли самому богатому украинцу Ринату Ахметову, который контролирует ООО "Киевские энергетические услуги" через зарегистрированную в Нидерландах D. SOLUTIONS B.V. Кстати само КП "Киевтеплоэнерго" также изрядно зарабатывает на государственных тендерах, получив из бюджета 12,15 млрд грн. 

5 миллиардов гривен на содержание жилого фонда для "смотрящих" за столицей

5,44 млрд грн. – столько на своих тендерах потратило КП "Спецжильефонд", которое должно содержать и эксплуатировать жилье специального назначения. И больше всего - 1,3 млрд грн от него получила некое ООО "Строительная компания "Роял Хауз".

Фамилия его нынешнего владельца, Александра Шершнева, ничего не скажет непосвященным.

Но все объясняет "флешка Гео Лероса" - документы, переданные в СМИ народным депутатом Украины Гео Леросом в 2020-м году. В ней содержалась подпольная бухгалтерия "смотрящих" за Киевом, в том числе фигурировало имя Александра Степенко. 

В таблице, в которой бывший сопредседатель фракции Блока Леонида Черновецкого в Киевсовете и столичный застройщик Денис Комарницкий делил всех на "наших" и "ненаших", фамилия Степенко значилась как "наш". 

Точно также как "наша" в этих документах проходила и ООО "Варда Спецстрой монтаж", получившая от КП "Спецжильефонд" 1,19 млрд грн. Как "свои" упомянуты также и другие основные победители тендеров – ООО "Скайбуд групп" (705,5 млн грн) и "Эко-буд-трейд" (479,5 млн грн).

Итого, из 5,44 млрд грн тендеров КП "Спецжильефонд" на фирмы, связанные с Денисом Комарницким, пришлись 3,64 млрд грн. за счет бюджета столицы.

Миллиарды на метро для Столара

Киевляне давно уже ждут расширения сети метрополитена, без чего столица, задыхающаяся в пробках, не сможет полноценно жить.

За его строительство отвечает КП "Киевский метрополитен", уже потративший на тендерах 12,5 млрд грн., причем только половину из этой суммы – 6,476 млрд грн. получило профильное АО "Киевметрострой. Компания еще в 2018 году выиграла тендер на строительство участка Сырецко-Печерской линии метро к жилмассиву Виноградарь с 2 станциями. 

Тем не менее, хотя первую станцию обещали открыть в 2021-м году, по состоянию на 2023й год работы все еще идут. В первый день октября 2023 года Нацполиция провела 14 обысков в рамках дела о хищении средств при строительстве данного участка метро. Как выяснило следствие, полученные средства "Киевметрострой" направил на депозит в "Укргазбанке", а затем проценты выводились на счета ООО "Профи факторинг" и расходились на счета еще пяти фирм – ООО "Деорбуд", ООО "Финансовая компания "Фактор-сервис", ООО "Рул", ЧП "Авен-езер" и ООО "Фактор стандарт". 

По данным информационно-аналитической платформы YouControl ООО "Деорбуд" владеют гражданин Кипра Пасхали Саломи и гражданин Украины Дмитрий Мармуляк, контролирующие компанию "Канетро холдингс лтд" с острова Кипр, которая является формальным держателем 100% уставного фонда ООО. 

Помимо "Деорбуда" "Канетро холдингс лтд" владеет также ООО "Расмус", однако по другим данным с 2013 по 2016 годы ее совладелицей с долей в 50% была Виктория Полухина, также бывшая соучредитель ООО "Магнат стройсервис лтд", чьим собственником является Михаил Столар – отец нардепа Вадима Столара. Действительно, по данным сервиса OpenDataBot, Виктория Полухина была соучредителем этой компании до 2019-го, а отец Вадима Столара до октября 2022 года.

Таким образом, именно нардеп от ныне запрещенной ОПЗЖ Вадим Столар мог стоять за задержкой работ по строительству метро на Виноградарь.

При этом само АО "Киевметрострой" могли контролировать покинувший Украину экс-нардеп Виталий Хомутынник, и российский бизнесмен родом из Харькова Павел Фукс. 

Как видим, список бенефициаров от инфраструктурных проектов и расходов столичного бюджета довольно велик – в нем есть место "смотрящим" за городом, экс-президенту, доверенным лицам Виктора Януковича, Ринату Ахметову, но прежде всего, фаворитам президентской "Большой стройки". Но найдется ли в этом выгода для самих киевлян?



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться