Мосты в Киеве рушатся, мосты в Киеве строятся - кто на этом зарабатывает
Кто стоит за ремонтами тех самых мостов в столице, которые рушатся раньше, чем их успевают ввести в эксплуатацию, и кто заработал или заработает на этом миллиарды гривен
Последние годы Киев накрыла "эпидемия" аварий и происшествий на мостах, несмотря на то, что в их строительство и реконструкцию городской бюджет вкладывает миллиарды гривен. Особенно ярким примером стал последний случай, произошедший с мостом на Шулявке, когда во время ремонтных работ на 920 миллионов гривен обрушилась целая секция моста. "Комментарии" решили разобраться, кто стоит за ремонтами тех самых мостов в столице, которые оказались на слуху из-за аварий, и кто заработал или заработает на этом несколько миллиардов гривен.
Мост на Дегтяревской в Киеве, а зарабатывает окружение мэра Одессы
Воскресным вечером, 1 октября, случилось обрушение моста на Дегтяревском путепроводе по одноименной улице. Прямо во время ремонтных работ рухнули сразу несколько пролетов, к счастью никто из рабочих не пострадал.
В КГГА сразу же открестились от какой бы то ни было ответственности за случившееся, подчеркнув, что ответственность во время проведения работ лежит полностью на подрядчике.
В результате внимание оказалось привлечено к подрядчику, взявшему на себя обязательства провести капитальную реконструкцию моста за 920 млн грн. Подрядчиком выступила одесская компания "Ростдорстрой", один из фаворитов так называемого "Большого строительства" президента Владимира Зеленского.
Хотя сама компания была создана еще в 2005-м году, ее "золотая эра" началась после покупки в 2018-м году одесскими бизнесменами Евгением Коноваловым и Юрием Шумахером. При этом Юрий Шумахер является депутатом Одесского горсовета от политической партии "Доверяй делам", которая с начала своего существования ассоциировалась с одесским градоначальником Геннадием Трухановым. Даже штаб-квартира партии располагалась в Одессе.
Но вопреки такой прямой связи с Одессой, "Ростдорстрой" не замкнулся на приморском регионе, а стал одним из основных бенефициаров "Большого строительства". По данным сервиса Сlarity Project, компания выиграла 650 государственных тендеров на 94 млрд грн. Причем чаще чем в родной Одесской области "Ростдорстрой" побеждает на тендерах по строительству автодорог в соседней Николаевской области – 11,9 млрд грн и 12,2 млрд грн соответственно.
С Киевом "Ростдорстрою" не слишком везет – он победил в 3 тендерах столичного "Автодора" на общую сумму в 1 млрд 70 млн грн.
К качеству выполнения работ "Ростдорстроем" всегда была масса вопросов, в том числе и у правоохранителей, так что проблемы с мостом на Дегтяревской улице будут далеко не первым случаем и никого особо не удивят.
Так, в рамках уголовного производства №4202012000000206 "Ростдорстрой", а также другие фавориты "Большого строительства", например, "Онур Конструкшн интернэшнел" подозреваются в хищении денежных средств при ремонте автодорог.
По версии следствия компании просто экономят на строительных материалах, например не используют вяжущие вещества при укладке асфальта. Проще говоря, слои асфальта не заливают битумом, тем самым экономя на этом немалые средства, ведь тонна материала, предназначенная для дорожного строительства, стоит более 12 тысяч гривен. Тонна же асфальтнобетонной смеси для дороги может стоить от 3000 гривен.
По версии же "Нового времени" основным выгодополучателем работы "Ростдорстроя" является дочь Геннадия Труханова – Екатерина, у фирмы которой ООО "Скво" идут закупки стройматериалов, вероятно, по завышенным ценам. Любопытно, что "Скво" находится в состоянии ликвидации с 13 сентября.
Два миллиарда на Шулявский мост для Максима Микитася
Еще в начале 2017 года стала очевидной необходимость провести ремонт моста на Шулявке - на пересечении проспекта Победы с улицей Гетьмана.
Для сравнения, если на реконструкцию моста на Дегтяревской выделили 920 млн грн, за реконструкцию моста на пересечении проспекта Победы с улицей Гетьмана, столичные власти были готовы отдать 2 млрд грн. Хотя изначально сумма должна была быть в 2 раза меньше – 1,05 млрд грн, и на деле же Шулявский долгострой начали реконструировать еще в 2018-м году за сумму почти в 4 раза меньшую.
Так, 7 июня 2018 года победителем тендера на реконструкцию транспортной развязки на пересечении проспекта Победы и улицы Гетьмана было признано ООО "Северо-украинский строительный альянс".
По данным СМИ, на тот момент компания являлась частью строительного конгломерата корпорации "Укрбуд", принадлежавшей тогдашнему народному депутату Украины Максиму Микитасю.
Любопытно, что согласно дополнительному договору за №43 к тендеру, ООО "Северо-украинский строительный альянс" получил из госбюджета 1,117 млрд грн. и еще 286 млн грн должны быть выплачены в 2023-2024 годах. Правда не исключено, что заканчивать работу по мосту будет уже другая фирма, ведь компания из орбиты Микитася официально находится в состоянии банкротства.
Еще в 2020-м году во время повального банкротства "Укрбуда" пошатнулось и финансовое состояние ООО "Северо-украинский строительный альянс", так что была инициирована процедура банкротства и создан комитет кредиторов, правда до объявления компании неплатежеспособной дело все же дошло, было принято решение о досудебной санации предприятия.
Вместе с тем, Министерство обороны Украины – один из кредиторов предприятия, предложило отменить план санации из-за невозможности его выполнения. Пока Хозяйственный суд Киева откладывает предложение Минобороны, последний раз сделав это 25 сентября.
Если же Министерству обороны удастся протолкнуть решение об отмене санации и признать ООО "Северо-украинский строительный альянс" банкротом, придется задуматься о смене строительной организации и новом тендере. А это в свою очередь вновь удорожит реконструкцию и займет еще больше времени.
При этом даже в довоенный 2021-й год окончание работ по ремонту Шулявского моста планировалось на 2023-й год. Однако, прямо во время проведения ремонтных работ на Шулявском мосту происходили ЧП, например падали опоры освещения.
Впрочем, Максима Микитася, уже заработавшего на этом долгострое 1 млрд 117 млн грн, и которому столичная мэрия должна еще 286 млн. грн. вряд ли все это сильно расстроит.
Но вот кто не только расстроится, но и пострадает, так это киевляне и украинцы, болеющие сердечно-сосудистыми заболеваниями, ведь кроме Шулявского моста в том же 2018-м году ООО "Северо-украинский строительный альянс" победил на тендере по строительству нового корпуса Национального института сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова. Речь шла о 2 млрд 567 млн гривен из госбюджета.
Согласно условиям тендера завершить работы должны были до 31 декабря 2021 года, однако по дополнительному договору, заключенному 20 декабря того же года выходило, что завершить работы не успели, а оплатить услуги планировалось в 2023-м году, снова-таки, без учета войны. Теперь же если ООО "Северо-украинский строительный альянс" признают банкротом, новый корпус станет долгостроем. Но по договору фирма уже успела получить как минимум 584 млн гривен в 2018-2021 годах.
Мост Кличко за 300 миллионов для "соратников" мэрии
Пешеходный мост между парками Хрещатий и Владимирская горка, можно сказать, прославил мэра Виталия Кличко, чему способствовали два фактора. И если в честь необычности конструкции - из стекла, мост получил название "стеклянный" или "мост Кличко", то вот второй фактор – его аварийноопасность, вряд ли добавила градоначальнику популярности у киевлян.
Мост открылся в мае 2019 года и стал украшением столицы, а сам Виталий Кличко гордился тем, что при планах потратить на строительство 420 млн грн удалось обойтись куда меньшими суммами – 306 млн грн, из которых на сам мост пошли 278,5 млн грн.
Однако, стекло на мосту то и дело лопалось – в июле 2019-го, весной 2021-го, и его постоянно приходилось менять, в чем обвиняли вандалов. Последний раз это случилось в январе 2022 года. Но все же в отличие от Шулявского и моста на Дегтяревской, "мост Кличко" все же был открыт, но не так все просто.
Говоря о цене моста с близлежащими парками в 306 млн грн. Виталий Кличко лукавил.
Действительно, первоначальная цена строительства моста, заказчиком которого заявлялся КП "Инженерный центр" КГГА, оценивалась в 255,5 млн, согласно тендеру от 26 ноября 2018 года. Однако 23 мая 2019 года, за три дня до его официального открытия, были закуплены дополнительные услуги на 73,8 млн грн.
То есть, реально на строительство моста были запланированы расходы в размере 334,3 млн грн, но 24 января 2020 года стороны согласились на уменьшение цены работ с 73,8 млн до 40,2 млн грн, и с 255,5 до 2373 млн грн, так что окончательная цена моста составила те самые 278,5 млн грн названные мэром.
Впрочем, в феврале 2019 года КП "Инженерный центр" КГГА провел тендер на 160,5 млн грн по реконструкции и благоустройству парка "Владимирская горка" рядом с "мостом Кличко". Однако 31 марта 2020 года этот договор был расторгнут, но победитель получил уже оплаченные ему 91,5 млн грн.
По итогу "мост Кличко" и парки рядом с ним обошлись не в заявленные мэром 306 млн грн, а в 370 млн грн. Но и это еще не все.
Как несложно догадаться, все работы по "мосту Кличко" паркам рядом с ним проводила одна фирма – ООО "Спецавто-строй" из Днепра, принадлежащая некоему Руслану Прасалову, с уставным фондом в 7000 гривен.
При этом по данным аналитического сервиса YouControl Руслан Прасалов является руководителем 114 фирм, учредителем 116 и владельцем 110. Также послужной список уроженца Полтавщины включает ряд судебных приговоров по нарушению порядка отчетности и невозвращению кредитов.
Однако, это все мелочи в сравнении с уголовным производством №12020100100007109, которым следствие считает организацию КП "Инженерный центр" КГГА системой хищения бюджетных средств.
По версии следствия, в 2018-2020 годах должностные лица КП перевели 430 млн грн различным фирмам-победителям гостендеров, хотя последние поставляли товары и услуги по завышенным ценам, некачественные или же и вовсе были фиктивными. Есть в этом списке и ООО "Спецавто-строй", получившее от КП "Инженерный центр" 75,9 млн грн.
Итого, за строительство и реконструкцию всего 3 киевских мостов, которые постоянно рушатся, несмотря на миллиардные ассигнования, подрядчики уже получили 1 млрд 540 млн грн, еще 286 млн грн должны будут получить структуры Максима Микитася за Шулявский мост. И это мы не говорим о 920 миллионах гривен, которые должен будет получить "Ростдорстрой", связанный с Геннадием Трухановым.