КИЇВ

Мы выбираем, нас обирают...

0

Чтобы чувствовать себя «от и до», каждому политику нужна власть. Любая, но чтобы с правом «ценной» подписи. Кресло градоначальника столицы гарантирует не только финансы, но и влияние, которое, судя по сегодняшним реалиям, сопоставимо с президентским.

Если для большинства населения страны последние несколько недель ознаменовались праздничными выходными – дачей, рыбалкой или пикниками на природе с горячими шашлыками и холодным пивом, то для такой прослойки населения, как кандидаты в киевские градоначальники все далеко не так просто. Борьба за пост керманыча столицы не позволила им слишком оторваться от суровых столичных будней — и в результате как раз сейчас она начинает достигать своего апогея. Несмотря на то, что фавориты уже видны невооруженным взглядом, те, кто «плетется сзади», в последние недели избирательной кампании тоже стараются нарастить электоральную мускулатуру, дабы в судный час оказаться хотя бы в первой половине списка из почти восьми десятков претендентов. И потому делают все возможное для того, чтобы не уронить свою мэрско-кандидатскую физиономию в глазах непостижимого электората, которого так просто, на яркие флажки и громкие лозунги, уже и не возьмешь. Как-никак, а для многих, кто спит и видит себя в кресле Черновецкого — это судьбой дарованный шанс попробовать свои силы и возможности вызывать хоть малую толику симпатий киевлян. Ведь уже сегодня говорят, что выборы в Киеве — это репетиция президентской гонки. Потому главное здесь не победа, а участие!

Шило или мыло?

Политикам выборы — как манна небесная, а что народу? Почему-то у него не поинтересовались, а хочет ли он в 25-й майский день снова идти на избирательные участки и кого-то там выбирать. Но самое интересное, что, похоже, киевлян не смущает перспектива пойти и проголосовать: видимо, сказалась сила привычки — регулярно ходить на выборы. По словам Надежды Пирон, руководителя направления социально-политических исследований компании InMind, согласно проведенному исследованию на сегодняшний день 42 проц. киевлян не удовлетворены тем, как сейчас живет и развивается Киев, 34 проц. чем-то удовлетворены, чем-то не удовлетворены, и только 24 проц. могут сказать, что скорее удовлетворены сложившейся ситуацией в городе. В то же время, по словам эксперта, «налицо часть горожан, которые не хотят менять существующую власть, поскольку не видят ей реальной альтернативы. По их мнению, нет смысла менять «шило на мыло». Эта позиция на сегодняшний день приводит их в ряды сторонников Черновецкого — таких почти треть его электората». Однако эксперт добавляет: «Надо полагать, что при появлении достойного кандидата предпочтения таких людей могут радикально измениться». Как известно, количество претендентов на пост градоначальника в этот раз просто зашкаливает, а вот видят ли киевляне в ком-то из них «достойного» – вопрос скорее риторический...

Что является главным для жителей столицы при определении предпочтений? Какие качества кандидатов наиболее важны? С этими вопросами мы обратились к Надежде Пирон. «Восприятие политиков и выбор «своего» кандидата зависит от очень многих факторов. На сегодняшний день наблюдается явная усталость от громких обещаний. В то же время любые практические шаги по улучшению благосостояния людей (например, доплаты мэра к пенсиям и пособиям) воспринимаются очень позитивно теми, кто в этом нуждается», — говорит эксперт. Потому не удивительно, что так называемой «социальной помощью» во время избирательной кампании балуются многие кандидаты, ра­зумеется, у кого есть на то необходимые средства. А что: не бесплатно ж народу на выборы ходить!

Ну, идеальный мэр!
Если же отбросить банальный меркантильный фактор, то попытаемся задаться вопросом: а каким все-таки, по мнению киевлян, должен быть идеальный мэр? Собирательный образ, по мнению экспертов, на первый взгляд достаточно прост и состоит всего лишь из четырех элементарных пунктов. Однако, как известно, на то он и идеал, что к нему можно только стремиться, но достигнуть... Тем не менее, идеальный мэр:

— «коренной киевлянин, который любит свой город, будет охранять его историческое лицо, уважительно и бережно относиться к архитектурному ансамблю столицы, историческим памяткам, парковым зонам». Похоже, что данное требование коренных киевлян находится где-то на грани фантастики, потому как не только среда кандидатов в киевские мэры не кишит «коренными», а и вся история мэрских правлений Киева показывает, что и среди тех, кто добился вожделенного кресла, вышеупомянутых «коренных» было не так уж много — один или два;

— «беспартийный — это является гарантией того, что он будет независим от быстро меняющейся центральной власти, вести самостоятельную градостроительную политику». Наверное, поэтому многие кандидаты отказались от предложений партий и блоков поддержать их в мэрской гонке, как бы подчеркивая свою независимость. Однако, как говорит эксперт, «популярные среди киевлян политические силы могли бы существенно усилить позиции того или иного кандидата. Так, например, по данным последнего исследования, проведенного в первых числах апреля (когда еще не был объявлен кандидат от БЮТ), поддержка БЮТом Виталия Кличко означала бы однозначную его победу». Но не сложилось у боксера наладить взаимоотношения с БЮТ, хотя поговаривают, что ой, как хотелось. И в результате Юлия Владимировна стоит рядом на билбордах не с чемпионом мира Виталием Кличко, а со своим давним соратником Александром Турчиновым, предпочтя «сильному» «умного». Посмотрим, что из этого получится;

— «хозяйственник — самый распространенный стереотип, но внятного объяснения понятий, его составляющих, избирателям вычленить не всегда удается. Наиболее содержательным и характерным является понимание хозяйственника как хорошего организатора, человека с сильными управленческими качествами, не обязательно узкого специалиста». Видимо, зная такое предпочтение электората, наши кандидаты последнее время по-хозяйски начали заниматься высадкой деревьев в парках и массово похватали в руки веники и метлы. Интересно, поможет ли;

— «хорошая репутация, порядочность, образованность — вполне субъективные характеристики, но именно они больше всего влияют на эмоциональные факторы выбора, а, например, при голосовании за кандидата, который еще не имел в своем послужном списке опыта градоначальника, выбор определяют именно эмоциональные факторы». И, наверное, именно поэтому многие кандидаты в столичные градоначальники так активно поливают грязью друг друга. Все логично: если нельзя спасти свою репутацию, значит, нужно испачкать репутацию конкурентов.

В любом случае, несмотря на то, что, как кажется, все уже практически решено — рейтинги оглашены, а фавориты определены, опыт прошлых выборов в столице показывает, что результат может оказаться самым неожиданным. «Мы давно заметили тот факт, что участники наших исследований довольно четко говорят о том, за какого политика они могли бы отдать свой голос, однако далеко не всегда голосуют именно за такого кандидата», — утверждают эксперты. Так что можем ожидать и сюрпризов.

Война лозунгов

Любая избирательная кампания — это не только соперничество непосредственно самих политиков. В битве за голоса избирателей заметную роль играют слоганы. Постоянно повторяемые и правильно подобранные слова способны реально повлиять на результаты выборов.

В современной избирательной кампании существуют два понятия: «послание» политика, то есть набор его позиций по ключевым вопросам, и слоган, который не повторяет «послания», однако позволяет объяснить некоторые его аспекты широкой публике. Успешные слоганы способны сформулировать мысли, которые разделяет большинство жителей города или страны, и дать им намек, в каком направлении все должно двигаться.

Известный американский политический журналист Уильям Сэфайр сформулировал закон изготовления качественных политических слоганов: «Хорошие слоганы обладают ритмом, рифмой или аллитерацией. У великих слоганов рифмы, ритма и аллитерации может и не быть, однако они затрагивают глубины человеческой памяти или инспирируют лучшие качества человеческой натуры».

Политическая история, к примеру, США показывает, что хорошие слоганы живут если не вечно, то весьма долго, и время от времени возрождаются в новом качестве.

Президент Франклин Рузвельт для названия своей экономической политики использовал словосочетание «Новый курс» (вспомните о «прорыве» Тимошенко. — Авт.), перефразировав слоган другого президента (и родственника) Теодора Рузвельта «Справедливость для каждого». Теодор Рузвельт обещал создать честные и равные условия игры и для бизнесменов, и для наемных работников — то же самое обещал и Франклин Рузвельт десятилетия спустя.

Дефицит «вкусных» фраз периодически играл дурную шутку с кандидатами в президенты. Так, в 1992 году Патрик Бьюкенен боролся за номинацию Республиканской партии — борьбу он проиграл, чему (частично) виной был неудачный слоган. На плакатах Бьюкенена фигурировала фраза «Первым делом — Америка» (чем-то схожая с фразой нынешнего кандидата от Блока Литвина Виктора Пилипишина — «Кияни — понад усе»). На первый взгляд, она была совершенно благозвучна и политкоррект­на, однако противники Бьюкенена не замедлили подловить его на незнании недавней истории: в конце 1930-х годов в США действовала одноименная организация, которая выступала... против вступления страны во Вторую мировую войну, фактически поддерживая германских нацистов и японских милитаристов.

Сегодня насчитывается 14 основных типов слоганов, которые использовались во время избирательных кампаний. Слоганы обещали, предупреждали, призывали к изменениям, декларировали готовность встретиться лицом к лицу с опасностью, рифмовали, символизировали, намекали, вопрошали, призывали к разуму, а иногда... были просто бессмысленными.

Что имеем, то и получим

Как ни крути, а чем-то ярким (разумеется, не считая компромата) нынешние выборы столичной власти киевлянам, наверное, не запомнятся: никто ничего экстраординарного не придумал и не сделал — все те же палатки, пайки и одноклеточные обещания сделать жизнь лучше и веселее. Плюс ко всему, под критерий «идеального мэра» никто из кандидатов не подходит: один — неплохой хозяйственник, но не коренной киевлянин; второй — коренной, но совсем не хозяйственник; третий хоть и родился в столице и хозяйничает неплохо, но по моральным устоям не лезет ни в какие ворота; четвертый — чистый политик, который никогда и не петрил в экономике. Плюс еще несколько десятков «подсадных-непроходных», которые должны, по идее, олицетворять собой мусор, который киевляне обязаны отмести сразу. А тут еще и сами выборы в один тур, что гарантирует столичным жителям лишь одно: большинство киевлян будут в пролете.

Вот и получается, что кого бы мы ни выбирали, все равно окажемся в том месте, где сидим уже не первый год.

Видимо, такова наша столичная доля...

 

Новини партнерів

Loading...

Новини Trembita.info

Останні новини

17:22

В Киеве водитель на скорости врезался в заправку

16:30

Кличко: Столичные дороги ремонтируют компании, которые могут гарантировать качество и срок эксплуатации

15:26

«Укрзализныця» запустит поезд «Киев-Бердянск-Покровск»

14:48

Киевские спасатели получили новую экипировку

14:04

В Киеве грабители напали с ножом на прохожего ради 20 гривен

Архів

kyiv.comments.ua

block2

kyiv.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

  © «Комментарии:», 2014

Система Orphus