Оборона Киева: что происходило в селе Мощун в первые дни войны
Селянам не говорили, что в Гостомеле идут ожесточенные бои
В селе Мощун, ставшим последним бастионом на пути российских оккупантов из Гостомеля в Киев, местных жителей не предупредили, что совсем рядом продолжаются ожесточенные боевые действия. О первых днях войны в эфире телемарафона рассказала директор клуба села Мощун Ирина Пономарчук, передают "Комментарии".
"Мы находились в полной информационной изоляции, потому что происходящее не совпадало с той информацией, которую мы получали из официальных новостей. Более того, с каждым часом связь слабела", — вспоминает женщина.
По ее словам, о том, что жителям села Мощун угрожает опасность из-за боев в Гостомеле, их никто не предупредил.
"Вертолеты, полетевшие на Гостомельское направление, мы видели под своими домами, но после этого мы в новостях увидели, что Гостомель – наш. То есть нашим семьям ничего не угрожает. Мы оставались в домах, слушая официальные источники о том, что нужно не мешать ВСУ делать их работу и оставаться преимущественно в домах", – рассказала Пономарчук.
Директор клуба села Мощун пыталась связаться с местными спасателями, но бесполезно: "Моя семья с тремя детьми находилась в подвале три дня, без электричества, без возможности приготовить еду. Когда начались прилеты в село и начали гореть дома, которые мы увидели из собственных окон, я пыталась дозвониться в ГСЧС, в скорую, когда появились раненые. Мне говорили, что вы в Бучанском районе, а это значит, что мы до вас не доедем, потому что нет никаких мостов и путей сообщения".
Дозвониться в столичные спасательные службы из села Мощун было невозможно. С четвертого дня стало ясно, что местным жителям придется спасаться своими силами.
"Мы скоординировались с территориальной обороной из сел Мощун, Горенки, Пущи-Водицы. Лично с их руководителем, который нам помогал все это организовать. Также участвовали в эвакуации людей Оболонская полиция, 72-я часть, стоявшая тогда в Мощуне, даже бойцы "Азова" тогда были. Со всеми ними я скоординировалась", – рассказала женщина.
Директор клуба села Мощун Ирина Пономарчук вывезла свою семью и помогала с эвакуацией местных жителей, среди которых преимущественно были пожилые люди. Для этого составили списки, по которым вывозили людей.
"Мы были очень успешными, потому что на момент окончания оккупации, так и не названной оккупацией, Мощуна в нашем списке оставалось восемь человек, до которых не смогли доехать, потому что они были преимущественно в задней части села, на дачах. Всем остальным была предложена эвакуация. К сожалению, не все согласились, и несколько человек после этого погибли в результате взрывов в собственных домах", — сообщила Пономарчук.
Российские оккупанты обстреливали село Мощун из разных видов вооружений, пытаясь прорваться из захваченного Гостомеля в Киев. Село уничтожали российские спецназовцы, кадыровцы, десантники и пехота. На Мощун сбрасывали ракеты и авиабомбы. В этом населенном пункте из 2800 жилых домов 90% уничтожены обстрелами российской армии. Ориентировочную сумму ущерба оценивают в около миллиарда гривен.
Ранее портал "Комментарии" сообщал, что в Чернобыльской зоне российские военные под видом учений с территории Беларуси тренировались перекидывать понтонные переправы через Припять и концентрировали живую силу за несколько недель до начала полномасштабной войны. Подробности рассказала народный депутат Украины от партии "Слуга народа" Ольга Василевская-Смаглюк.