Активисты инициативы «Киев, мой» очистили 45-летнюю мозаику на Березняках

На Березняках вдоль улицы Миколайчука на советских двухэтажных торговых центрах сохранилось три модернистские мозаики. Активисты "Киев, мой" решили "омолодить" самую грязную из них.

10:00 утра. Микрорайон просыпается, идет на пасхальные закупки на базар, грузится в авто, чтобы ехать на пикники. У торгового центра на Миколайчука, 11 несколько молодых людей выгружают из бусика тяжелые приборы, другие монтируют строительные леса.

"Здесь работы где-то часика на четыре, - рассказывает мне Егор, один из активистов инициативы. Сверху дБ нужно просто слой грязи убрать, а вот внизу с остатками рекламных объявлений и клея повозиться дольше придется".

Он разбирает вещи возле бензиновой мини-мойки высокого давления "Вулкан SCPW2 3000". Берет шланги, идет их подключать к соседнему дому. Просит меня посторожить оборудование, потому что вокруг много "алконавтов". Что поделаешь, рынок и три ломбарда рядом.

Києве, мий

Водой "поделился" ОСМД соседней 16-этажки.

С грязью будут бороться с помощью чистой воды под давлением 200 бар, с остатками клея и граффити - уайт спиритом, смывками, различными щетками и шпателями.

Рассказывает, что за год отмыл более 100 локаций. Самой сложной называет Дом художника на Львовской площади: "Он был очень обрисован граффити, однако по стенкам там был впечатляющий результат до и после".

Києве, мий


Учится Егор в Могилянке, изучает историю. По его словам, семья не против, что он в выходные пропадает на общественных инициативах.

Подходит Вит Оноприенко. Как он себя называет, "тот, кто все это придумал год назад".

Говорит, что локации они выбирают, "исходя из того, сможем ли мы как-то за день работы повлиять на ситуацию. Если нам "не по зубам", то не едем". Киевляне сбрасывают фото объектов, которым требуется помощь, на страницу инициативы в ФБ.

По его мнению, владельцы зданий не всегда имеют средства, чтобы тщательно ухаживать за ними, не хватает оборудования или желания.

"Это своеобразная пирамида Маслоу: сначала развивать бизнес, а если появятся избыточные деньги, то их и в чистоту можно вложить".

Здесь у 10 арендаторов здания руки до советской мозаики явно не доходили. Хотя 1600 гривен за аренду лесов владелец здания оплатил.

Сначала инициатива существовала исключительно на деньги Оноприенко. Сейчас с помощью донатов горожане помогают покрыть значительную часть расходов.

На вопрос, "не жалеют ли, что в выходной и предпраздничный дни им придется работать", отвечает:

"Для нас ("Киеве, мой", имеет 4 человека постоянного состава, - ред.) - это своеобразный отдых. Мы все работаем в помещениях, за компьютерами, а это возможность выйти на воздух. Считайте, что мы на своеобразный пикник в парк выбрались. Физический труд приятный".

Пока монтируется леса, местные активисты собирают остатки объявлений, выгребают недокуренные сигареты из цветочных клумб, срезают траву, которая пробилась на лестнице в торговый центр.

Києве, мий
Києве, мий
Києве, мий

У активистки микрорайона Полины Кравченко сегодня первый выходной за несколько месяцев. Однако она не дома возле плиты, а железной щеткой сдирает со стены остатки бумаги.

Говорит, что коренных березняковцев всегда волнует судьба района. Ее семья живет здесь с самого "песчаного" начала, с 1969 года.

"Два сына-школьника вечером поедут к бабушке, ничего готовить к Пасхе не собираюсь, поэтому могу немного убрать", - поделилась она.

На Березняках исторически было четыре мозаики и одна роспись на плитке. Первую мозаику заложили в начале 1990-х, когда какая-то иностранная фирма выкупила торговый центр на ул. Березниковской.

Касательно росписи на детский поликлинике было много споров в микрорайонных группах. По словам Полины Кравченко, которая тогда занималась вопросами утепления стен здания, вопрос стоял ребром - или сохранить роспись и дальше терпеть грибок на стенах детского бассейна, или сохранить бассейн, но потерять роспись.

Сейчас местные активисты хотят для советских мозаик добиться специального охранного статуса, чтобы их нельзя было демонтировать.

Києве, мий
Києве, мий
Києве, мий

Наш разговор длится под вой двигателя и шум воды. Не всем жителям микрорайона эта уборка нравится. Одна женщина жалуется, что перегородили лестницу и ей надо дополнительные 20 метров идти к другой, чтобы попасть в супермаркет. Другие недовольны, что вода течет по асфальту и надо перепрыгивать через небольшой ручеек.

Києве, мий
Києве, мий

Подросток-школьник хватается за мобилку, уже планирует вести онлайн-сторис,  ведь ему показалось, что эту мозаику собираются демонтировать.

Она сохранилась на удивление в хорошем состоянии. Кусочки смальты почти все остаются на месте. Только грязь и мох смывать пришлось. Чего не скажешь о плитке, которая расположена снизу.

Києве, мий
Києве, мий
Києве, мий


"Плитка-"кабанчик" уже не выпускается, ее достать очень сложно", - рассказывает один из соучредителей инициативы Елисей Ходоловский.

В рабочие дни он работает инженером-геодезистом. Елисей снизу отмывает плитку от остатков клея, направляя струю воды под очень острым углом к стенке, но иногда клей не сдается или же сдается вместе с плиткой. Чтобы отмыть силикатный клей нужно не один раз мыть, а по крайней мере три-четыре.

В запланированные четыре часа уборки не уложилось, потому что пришлось размонтировать, перемещать и вновь монтировать строительную вышку. Ребята завершили свою работу где-то после трех часов дня.

Подробно об инициативе "Киев, мой" "Комментарии" рассказывали две недели назад, когда была объявлена толока в Ботсаду.

Почему стоит сохранить советские мозаики, мы разбирались в статье: "Быть или не быть советской мозаике на стене гимназии".



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
Поделиться